Легко ли быть подростком с какими трудностями. Легко ли быть подростком: основные проблемы детей в этом возрасте. Подготовка к трудовой деятельности

Определение границ подросткового возраста. Психологические изменения, происходящие у детей в этот период. Анализ основных проблем в семье. Отношение подростка к друзьям, к противоположному полу. Выбор и задачи, стоящие перед ним на пороге юности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Краснодарский край, Калининский район, станица Гривенская

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», 9 класс

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ?

Голубова Ксения Романовна

Введение

1.2 Психологические изменения

3.4 Мир вокруг

3.5 На пороге юности

Заключение

Список использованной

Введение

Сфера обществознания очень обширна и интересна; в ней содержится много не разрешенных вопросов, загадочных и необъяснимых явлений. Подростковый возраст по праву считается самым сложным, непростым, переходным периодом в жизни человека от детства к юности. В психологии подростковый возраст называют периодом «бури и натиска» Почему же меня привлекла именно проблема подросткового возраста?

Эту тему я выбрала, потому что сама на данный момент являюсь подростком, и она сейчас для меня является наиболее актуальной. Мне интересно, что с нами происходит и почему? Думаю, любопытно будет это и моим сверстникам. Я решила поинтересоваться, какие проблемы являются наиболее актуальными для подростков школьного возраста, какие пути решения этих проблем видят мои сверстники и каковы их интересы вообще.

Цель: Исследовать особенности подросткового возраста и найти ответ на вопрос «Легко ли быть подростком?»

1. Узнать, каковы границы подросткового возраста.

2. Выявить сущность и особенности подросткового возраста.

3. Провести анкетирование среди подростков, по теме исследования.

4. Провести анализ анкетирования и литературы по теме, что, поможет выявить проблемы подросткового возраста.

Глава 1. Границы подросткового возраста

Для начала я решила установить: какой же возраст считается подростковым?

Оказалось, что этот вопрос спорный. Одни ограничивают его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а у других этот период охватывает 12-17 лет, третьи считают, что этот возраст 11-15 лет.

Физиологические границы возраста - возраст от 10 до 15 лет.

Юридические границы возраста: малолетние - до 14 лет, от 14 до 18 - несовершеннолетние.

Подростковый возраст считают переходным периодом : подросток частично принадлежит к группе детей, а частично - к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, но чаще, как к взрослым.

1.1 Изменения подросткового возраста

Перечитывая статьи в Интернете, я обратила внимание на то, что особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Подросток меняется постоянно - и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.

Мне захотелось подробнее разобраться, какие же изменения происходят в этом возрасте?

1) физиологические изменения.

В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме, начинается процесс полового созревания. Происходит перестройка организма, у девочек она протекает в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков - 13-15 лет.

Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А главное, что такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения.

К чему приводят эти изменения?

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Подростки остро переживают все изъяны внешности. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба- все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости.

1.2 Психологические изменения

Физиологические особенности развития приводят к нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Он становится возбудимым, раздражительным, вспыльчивым.

Подросток прикован к себе, занят только собой, все его мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него, оценивая, сравнивая - и наверняка желая унизить и поставить на место.

Растет интерес к представителям другого пола. Информация сексуального характера становится значимой, важной.

В этом возрасте появляется уверенность в себе, желание самостоятельности и признания. Стремление к самостоятельности проявляется во всем: в учении, в выборе друзей, распределении времени, в деятельности. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения.

3) мировоззренческие изменения.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости - отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Он претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих.

У подростков в этот период формируются убеждения, они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, появляется параллельная система ценностей и взглядов на мир.

Ученые считают, что становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связно с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Глава 2. Результаты анкетирования

Рассмотрев теоретические вопросы, касающиеся подросткового возраста, я решила провести в школе исследование по интересующей меня проблеме. Для решения намеченных задач, мною была проведена анкета «Актуальные проблемы современных подростков». В ней приняли участие 108 подростков от 13 до 17 лет, учащиеся средней общеобразовательной школы №13. Анкета была анонимной и включала в себя 5 вопросов.

Таблица 1 Результат опроса.

Исследование позволяет сделать вывод, что современных подростков больше всего волнует проблема с учебой, на втором месте стоит проблема со второй половинкой, на третьем - Интернет зависимость и скука. Большинство подростков считают, что именно эти проблемы являются наиболее значимыми и актуальными в современном мире.

Таблица 2

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что в современной подростковой среде присутствует множество различных проблем, в решении которых подросткам может понадобиться помощь близких людей.

Таблица 3

По итогам результата данного вопроса, можно сделать выводы о том, что большинство детей в случае возникновения у них проблем обратились бы за помощью к друзьям (так как данный вариант выбрало большее количество подростков). На втором месте стоит вариант обратиться за помощью к родителям, на третьем к старшим товарищам, далее самостоятельное решение. Так же подросткам была дана возможность написать свой вариант ответа на вопрос. Только некоторые воспользовались данной возможностью. Вот, что они писали: обратятся к классному руководителю, найдут решение в Интернете. Данный результат свидетельствует о том, что в случае возникновения у них проблем, они будут обращаться за помощью.

Таблица 4

Большинство учащихся либо не знают учреждений, где подростки могут получить помощь, либо затрудняются ответить. Я считаю, что стоит решать все трудности с родителями, но если проблемы личного характера, то стоит обратить внимание всех специалистов работающих с детьми на необходимость постоянного информирования детей о деятельности тех учреждений, в которые они могли бы обращаться в случае возникновения проблем.

Таблица 5

По результатам данного вопроса, очевидно, то, что большинство подростков знают Телефон доверия. Детский телефон доверия (8 800 2000 122) используют для консультирования по сложным темам, обсуждение которых в личной беседе могло бы быть затруднительным. А также всем, что разговор останется строго между ним и специалистом.

Таблица 6

Преимущественная часть подростков ответили, что в случае возникновения у них проблем, они не обратились бы за помощью на Детский Телефон доверия. Я уверена в том, что им стыдно разговаривать с посторонним человеком о своих переживаниях, либо они плохо представляют себе процесс консультации, не уверены в эффективности данного вида помощи.

«Трудности жизни».

А сколько неразрешимых проблем накапливается в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на лице новые прыщи. Родители требуют, чтобы «был взрослым» и одновременно, чтобы «прекратил изображать из себя умника». Взрослые относятся не как к маленькому ребенку, но и не как взрослому, а как к чему-то среднему.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод о том, что современные подростки испытывают «трудности жизни» то есть проблемы с родителями, друзьями, со второй половинкой, трудности в учебе, скука, депрессия. Важно отметить, что большинство учеников осознают, что в решении проблем необходимо опираться на помощь близких людей.

Исследуя результат анкеты, я считаю, что стоит повышать психологическую культуру подростков, для того чтобы они могли помочь не только себе, но и друг другу.

Рассмотрев проблемы, касающиеся подросткового возраста, я решила изучить, почему возникают проблемы и методы их решения.

подросток семья друзья возраст

Глава 3. Проблемы подросткового возраста

3.1 Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Проблемы в семье

Каждая семья - это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное - нередко как раз враждебное растущему человеку. Пороки семьи - будь то разлад отношений между родителями, непорядочность, пьянство, хамство - приводят детей к разным реакциям. Одни не сопротивляются, не пытаются что-то изменить и тем самым как бы проигрывает себя к повторению далеко не лучших домашних образцов; другие, возненавидев этот мир - будь то бесчестная нажива, разврат, цинизм, - стараются из него вырваться, тянутся к добру, к свету, а дальше либо уход из дома в школу без стен и парт - школу жизни, развитие вопреки законов, существующих в семье.

Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичны будут последствия для детей, в частности, для подростка, если их родителям не удастся сохранить гармонию в семейных отношениях, дело дойдёт до глубокого конфликта, тогда выражение «страдают всегда дети» становиться абсолютно верным.

Как показывают результаты анкетирования часто конфликты родителей и подростка возникают из-за простого непонимания. Казалось бы, что в этом страшного? Но эти конфликты позже могут вылиться в стресс, разочарование в родителях, замкнутость. У ребёнка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, ведь подросток, как не крути, нуждается в этом, поскольку он ещё не совсем сформировавшаяся личность. Если ребёнок вырван из-под защиты, он меняет своё поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми. Подобные черты характера создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения подростка со сверстниками, а в некоторых случаях подросток входит в «плохую компанию». Родители зачастую сами виноваты в том, что падает их авторитет, они замечают это с удивлением и неодобрением. «Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребёнка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты» таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей: «я взрослый, я знаю лучше.

Никто не знает лучше ребёнка, чем родители, на глазах у которых он рос, учился, развивался. Да и кого лучше знает подросток, как не членов своей семьи, общающихся с ним круглосуточно - чувствами и сознанием. И всё-таки не всё так просто и ясно. Родители действительно много знают о своём чаде, но чем старше становится ребёнок, тем больше сторон его жизни закрыты для родителей.

3.2 Скажи мне кто твой друг? Подросток и его друзья

Всё же главное: взаимность, привязанность, как будто присоединение к другой душе, связь, бескорыстие, приязнь, доброжелательное принятие таким, каков ты есть, любовь и уважение. Вот уж поистине полное, необходимое и достаточно широкое объяснение, к которому не прибавить, не убавить, вот почему у каждого человека множество приятелей и знакомых, а друзей несколько.

Казалось бы, проблем нет, а на самом деле они есть и существенные.

Ориентиром, образцом для подростка нередко становится друг.

Вопрос о том, каким должен быть друг, - один из самых насущных для подростка. Друг нужен не только для здорового эмоционального самочувствия. Ища задушевного друга, подросток пристально всматривается в поступки и отношения людей. В дружбе обогащается общественный опыт подростка, укрепляются общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде. И всё зависит от друга, каков друг, таков и подросток.

Отношение подростка к другу становятся всё более и более взрослыми: к другу он предъявляет высокие человеческие требования. Если перевести на взрослый язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, должен всегда и во всём быть как бы частицей моего «я». Ребята ищут то, что соответствует их новым потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды, в значительной степени, складываются, испытываются и оттачиваются идеалы подростков. Идеалы создают для подростка как бы психологическую перспективу, а дорога к ней прокладывается по более близким ориентирам, доступным непосредственному наблюдению, подражанию. Эти близкие ориентиры, образцы - или окружающие его взрослые, или товарищи по учёбе, интересам и увлечениям.

Вот мнения подростков о хорошем друге: «во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступится за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, не подведёт, не предаст, добросовестно относится к делу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен и, наконец, вообще, «умеет дружить по-настоящему».

Не правда ли солидный список? Но с одной стороны, это качества, говорящие о высоком моральном облике, это своеобразный моральный кодекс. С другой стороны, эти качества непосредственно касаются отношений ребят друг к другу и проявляются в отношениях, в дружбе. К другу предъявляются очень большие требования: подросток ведь во всём максималист, ему надо всего и сразу.

Каждому подростку очень важно добиться уважения, признания товарищей, важно быть «не последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются и уважают. Но не всегда легко сделать это самостоятельно. Один не видит своих недостатков, другой не может проявить свои достоинства, третий робок и излишне застенчив, необходимо, чтобы подростка поддержали родители, дали совет, и не оставались равнодушными к ссоре ребёнка с другом, ведь ему тяжело это пережить без поддержки.

Нормальное развитие невозможно без общения со сверстниками. Друзья - это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. У друзей он находит столь необходимую ему оценку его знаний и умений, качеств, способностей и возможностей. У друзей он находит сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными.

3.3 Трудности и любовь подросткового возраста

Отношения между представителями мужского и женского пола существовали всегда, еще в детском саду возникает интерес к противоположному полу. А что уж говорить о подростковом возрасте, когда ребенок развивается и морально и физиологически. Именно в этом возрасте в жизнь человека и вторгается это самое чувство, осмысленное и важное .

Сложно описать чувства подростка, когда он любит. У всех она разная, каждый проходит через это, у кого-то, может быть, она безответна, у кого-то напротив ответная. Когда любовь приходит к подростку, он, скорее всего, не будет склонен говорить о ней направо и налево, он будет хранить свое чувство от других. «Ведь та любовь, что на слова щедра, столь ненадежна, столь красноречива», - давно писал Тирсо де Молина. А Сухомлинский писал, что лучший разговор юных о любви - это молчание.

У каждого человека постепенно складывается внутренняя «идеальная модель» представителя другого пола, и каждый конкретный человек с ней более или менее осознанно сопоставляется. В некоторых случаях наблюдается своеобразное «впечатление» первого впечатления - наступает состояние влюбленности без дальнейшего критического анализа. С возрастом идеальная модель становится все более абстрактной, ожидается все большее соответствие ей конкретного человека, что не всегда реально.

Высшей и специфической формой полового влечения является любовь. Любовь - глубоко индивидуальное чувство, в отличие от других проявлений полового влечения она обязательно направлена на конкретного человека. Это чувство значительно расширяет горизонты восприятия человеком всего окружающего, придает ему способность многое увидеть с новой стороны, лучше почувствовать красоту и ритм жизни. В любви проявляется как общий уровень развития человека, так и нравственный его потенциал, а также его духовная зрелость.

Есть такое выражение, что «любовь - это половой инстинкт, облагороженный разумом». Как это понимать? В чем именно заключается облагороженный характер любви? Во-первых, в том, что объект любви воспринимается во всем богатстве качеств, черт, свойств человека. Во-вторых, происходит осознание своего психического состояния: и себя как субъекта любви, и ее как объекта любви, и характера своего отношения к нему. В результате любовь накладывает отпечаток на все вообще отношения с этим человеком, а также и на взаимоотношения с другими людьми восприятие всего окружающего.

Общение девушек и юношей нередко вызывает осуждение взрослых. При этом они стараются всячески это общение ограничить. Однако таким путем ничего хорошего достигнуть нельзя, и прежде всего потому, что, с одной стороны, половое влечение в норме нельзя подавить, и это было бы противоестественно, а с другой - потому, что девушек и юношей лишают возможности научиться понимать и оценивать друг друга. Взрослых смущает и даже шокирует, например, отвлечение от учебы, возможность беременности, экономическая несамостоятельность. Нельзя лишать юных права на чувства, иначе это может обернуться тяжелыми последствиями, которые трудно будет исправить, а иногда и невозможно. Так в произведении «Честное комсомольское», трагедией оборачивается отношение матери к чувствам подростка. Ужасно, когда подросток встречает равнодушие со стороны взрослых или даже насмешки, и некому помочь будет ему в случае чего. Большинство взрослых убеждены, что подросток не умеет любить, не может, и не понимает, что такое любовь, значит, он не может чувствовать, значит, он не человек, только такие выводы приходят в голову. Нет, это человек, и он может чувствовать, и чувствует, у него есть душевно-интеллектуальная жизнь, побуждаемая физиологическими потребностями, естественными, как голод.

Многие взрослые склонны ругать современную молодежь. Грех это не новый, даже и в древние времена звучали осуждающие молодежь высказывания старших. Думается, однако, основное, что должно сделать взрослым - это постараться правильно понять подростка. Если последующие поколения были бы хуже предыдущих, не было бы никакого общественного прогресса. Мешает взрослым в отношениях с подростками отсутствие готовности взглянуть тот или иной вопрос с разных точек зрения. Родители как бы изначально убеждены в том, что истина всегда одна и взрослый - её признанный носитель. В результате взрослые оказываются неспособными хотя бы на время встать на другую точку зрения, понять мотивы поведения. Мешает и тот факт, что многие родители не могут или не хотят вспоминать себя в таком же возрасте, а если и вспоминают, то лишь для того, чтобы подчеркнуть, что они «были не такими» (подразумевается: лучше).

Больно подростку, когда он видит, что человек, которого он любит, уделяет ему меньше внимания, чем другим, вот и возникает ревность. По сути, ревность - это боязнь чужого авторитета. Это всегда сравнения себя с кем-то. Ревность ограничивает возможности человека и того, кого ревнуют, и того, кто ревнует. И если без неё не обойтись совсем, то, по крайней мере, формы проявления её должны быть цивилизованными, не унизительными для обоих.

Важно научиться цивилизованно решать проблемы, когда любовь ушла или встретилась новая. И сразу возникает вопрос, была ли любовь? Была, но прошло ослепление, а ответственность не пришла, но возникла привязанность. Или встретилось действительно свое, подлинное, когда без этого человека жизнь кажется невозможной. Некоторые ищут всю жизнь, находят все более, с их точки зрения, подлинное, настоящее и делают это совершенно искренне.

Я не стала проводить никаких опросов и анкетирования на эту тему, даже, наверное, не надо объяснять почему, этот вопрос очень личный, тем не менее, все выше сказанное, по-моему, мнению, верно и обоснованно моим маленьким личным опытом.

Любовь - это высшее проявление человеческой жизни. Взрослые должны уважать это чувство, трепетнее относиться к нему, понимать и поддерживать подростка, когда тот переживает. Любовь это важно, и хотя бы иногда подросток обязан посмотреть на человека, которого он любит, разумом, главное, не ошибиться, а то, опять же, последует разочарование. Любовь - это составляющая жизни человека, но нужно помнить, что есть и другие важные ценности.

3.4 Мир вокруг

Увлечения у подростков составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами - с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью. Я выделяю следующие Увлечения:

3.5 На пороге юности

Дорога в мир взрослого человека очень тяжела, перед тем как подросток станет самостоятельным, состоявшимся человеком с определенными чертами характера, желаниями и своим местом в жизни, ему необходимо решить множество задач, которые и определят его дальнейшую судьбу.

Прежде всего, это выбор: выбор профессии, выбор человека, с которым подросток, возможно, будет формировать семью. Проблема выбора очень трудна и интересна в современном мире. И в первую очередь она важна в детском и особенно юношеском возрасте, когда личности приходится делать многие и многие выборы. «Выбор - мгновенный, импульсивный акт по двоичной системе (да или нет) или цепочка размышлений, борение страстей, преодоление противоречий». Можно долго размышлять и в какой-то момент принять решение; есть ситуации, позволяющие не спеша перебирать варианты, но отнюдь не реже в жизни и такие моменты, когда решение необходимо немедленно. Важно только не перепутать, а еще важнее захотеть и суметь найти тот или иной путь. Выбор-это, конечно же, сложнейший, разноплановый акт сознания. И включает он в себя многое, происходящее то на протяжении времени, то в сжатый момент. Всякий выбор вынужден целесообразностью, т.е. ведет к цели, поставленной человеком перед собой. Конечно, можно поступить, а то и жить просто так, по инерции, пассивно и дотянуть до взрослости, но такое прозябание не свойственно юности. Возможно и иное: цель возникает рефлексивно, как острое желание чего-то добиться. Но она все равно присутствует, ибо выражает собой главный движитель нашей активности - потребность. Чем цель тверже, осознанней, тем сильнее ее влияние в споре сомнений, тем большая вероятность победить в нем. Все зависит от того, какой человек, от этого зависит и возможность ошибки. Кто-то скор на решения, другой - тугодум, кто-то любит обсудить проблему с друзьями, другой выносит решение в себе, кто-то скептик, пессимист, а кто-то оптимист. Но и с каждым выбором человек меняется сам, даже если он ошибся, то от этого только накапливается опыт, и это непременно сказывается на других ситуациях. Есть же подростки, которые ошибаясь, замыкаются, у них возникают комплексы, и тут накапливается опыт, только отрицательный - опыт сомнений, разрешившихся неверным выбором. И как раз здесь возникает вопрос о признании ошибки. Хватит ли истиной принципиальности мужества признать ошибку? Если нет - беда: болезнь уйдет вглубь и станет чертой характера, когда в любой своей неудаче винят других. Если да - важнейшая из побед - победа над собой; тогда опыт ошибок становится фундаментальным приобретением человека, точнее не опыт ошибок, а опыт их сознания, понимания причинно следственных связей, опыт, который помогает не робеть перед жизнью, а все более сознательно принимать решения, ведущие к наименьшим издержкам, т.е. самому управлять своей жизнью, не боясь трудностей, но стремясь к их преодолению.

Выбор профессии или выбор учебного заведения - это важнейший вопрос, который возникает у ребят после 9 и 11 класса. Многие подростки выбирают профессию по разным факторам:

Подросток выбирает профессию за компанию, т. е. куда и друг

Подросток выбирает профессию, руководствуясь мнением родителей

Подросток выбирает профессию, потому что она престижна или имеет высокую заработную плату, или и то и другое

Подросток выбирает профессию, потому что он имеет расположенность к ней (в школе предмет более удавался в этой сфере, она для него интересна и увлекательна).

По сути, точность выбора зависит от того, насколько в его основании лежит предвидение, предполагаемый результат. Но ведь и предвидение всегда носит вероятностный характер, а степень вероятности, опять же, обусловлена опытом. Круг замыкается... И этот круг разрешить помогут взрослые, они могут помочь выявить какую-то расположенность к профессии. Плохо, если взрослые не приемлют решения подростка, оно кажется незначительным для них, заслоняющее что-то важное для взрослых, в том числе и для подростков, их настоящего и особенно будущего.

Так же не менее важный вопрос - выбор спутника жизни, хотя немного рано об этом задумываться, но подросток в конце переходного возраста уже чувствует полноценно и искренне. Конечно, чувство половой принадлежности приходит много раньше, и влюбленность может появляться даже с детского сада, но при переходе в юность подросток воспринимает окружающих людей более остро, и любовь неизбежно настигает его.

Многообразие ситуаций и обстоятельств определяет выбор. Только эти обстоятельства вне человека, это его среда, вызывающая мысли и чувства, рождающая отношение и общение, к которым ни один из людей не должен быть безответным. Но - какими бы они не были - одни они не могут и не должны жестко предопределять наши поступки. Их совершает сам человек!

Литератор Татьяна Толстая как-то высказала мысль: «Думаю, наступило страшное время, когда все решать нужно самому. Никакая соборность тут не поможет». Самое прекрасное и самое страшное - неотвратимость выбора, решения. Прекрасное - как ожидание леденящий в первый момент бодрости после прыжка жарким днем в реку, т.е. чего-то сулящего потом радостную свежесть новизны, ощущения владения своим телом, победы над собственным страхом. Страшное - неизбежность, страх перед будущим, отказ от иных вариантов, принятие на себя полной, в сущности, ответственности за последствия, за большие и малые потери, всегда, в общем - то, неизбежные. И никакая соборность (группа, семья, коллектив, компания) ничего в момент решения не изменит, потому что оно принято.

Из всего неповторимого многообразия жизненных явлений, процессов, человеческих чувств и поступков, и, правда, нелегко выпутаться. Обществу нужно, чтобы каждый непременно нашел себя там, где полнее всего раскроются богатства его личности, способности и дарования, где он окажется незаменимым именно благодаря неповторимости своей индивидуальности, стремлению вести за собой других. Но всеобщая гармония вряд ли будет на земле, все зависит от рождающейся взрослой личности.

Заключение

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие задачи, которые приходится решать каждому из нас. Их так и зовут - жизненные задачи. Американский психолог Роберт Хэвигхерст выявил восемь задач в своей книге «Задачи развития и образование»:

Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом.

Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

Принятие мужской и женской роли.

Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

Появление желания нести ответственность за себя и общество.

Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач не уйти некуда. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это люди привыкли делать, пиши - пропало. Не выполнил восемь задач, считай, что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписанное правило общественной жизни. Так или иначе, мы затронули эти задачи.

Решения задач, стоящих перед подростком, требует преодоления немалых трудностей.

Подростковый возраст называют переходным от детства к взрослой жизни. В этом возрасте меняется внешний облик и поведение человека. Ему приходится пересматривать своё отношение, принимать самостоятельно решения, вырабатывать мировоззрение, идеалы. Подросток не всегда хорошо понимает, что с ним происходит. Настроение часто меняется, обиды переживаются тяжелее, замечания родителей и учителей раздражают.

Перемены эти характеризуются следующими моментами:

1. повышенным вниманием к себе, переживаниями за физическое развитие,

2. резкой сменой настроения,

3. возникновением конфликтов с родителями, учителями, сверстниками, друзьями,

4. появлением желания казаться старше своих лет,

5. стремлением выделиться среди сверстников.

Поэтому подростком быть не легко. Ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. В детстве его поведение контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. И оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?».

Это подтверждают и итоги исследования, проведенные в школе. Взрослые и социально-психологические службы непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Подростки непосредственно сталкиваются со всеми этими трудностями. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст «трудным».

Таким образом, подводя итог работы, нужно отметить важность подросткового возраста для всего развития личности. Я считаю, что мне необходимо продолжить исследование данной проблемы, потому что важно применение этих знаний в реальной жизни, как для меня, так и для моих сверстников. Данные результатов этого исследования можно использовать в работе педагогов-предметников, социальных педагогов и психологов школы, так как они ежедневно вынуждены решать не одну, а целый комплекс подростковых проблем. Также можно применять полученные данные при подготовке к урокам, родительским собраниям, при индивидуальных встречах с родителями и подростками. Несмотря на значительные научные достижения, наличие огромной литературы по подростковой проблеме, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании этого периода.

Список использованной литературы

1. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб.: Питер, 2006.

2. Колесов Д.В., Хрипкова А.Г. Мальчик - подросток - юноша: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

3. Кон И.С. Психология ранней юности.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика психологических особенностей детей подросткового возраста. Обобщение основных трудностей и задач развития и воспитания подростка. Изменения во взаимоотношениях с родителями, сверстникам и друзьями. Школа, как ведущий институт воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2010

    Человек, его социально-психологические и индивидуально-психологические различия. Психологические особенности юношеского возраста. Психология человека зрелого возраста, задачи развития в этот период. Психология человека пожилого и старческого возраста.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Серьезные изменения, происходящие в организме взрослеющего ребенка в подростковом возрасте. Психологическая характеристика подросткового возраста. Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со своими сверстниками. Типичность возникающих проблем.

    реферат , добавлен 24.08.2010

    Психологические особенности подросткового возраста, этапы становления личности. Существующие проблемы, принципы и перспективы их разрешения. Разработка и обоснование основных рекомендаций, позволяющих уменьшить напряжение в общении с подростком.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Характеристика отношения к детям подросткового возраста в семье. Социально-педагогические аспекты жестокого обращения с детьми подросткового возраста. Избежание серьезных психологических травм и потрясений у подростка, связанных с негативными факторами.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2016

    Физические и психологические особенности подросткового возраста. Рассмотрение стадии полового созревания как важнейшего фактора развития подростка. Описание детских поведенческих реакций в переходном периоде. Анализ внутренних и внешних перемен детей.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Психологические особенности детей подросткового возраста. Выявление очередности рождения подростка и ее влияния на развитие индивидуальных способностей ребенка. Исследование различий в уровне самооценки и притязаний единственных и младших детей в семье.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Целостный, многоаспектный анализ ценностных ориентаций детей подросткового возраста. Иерархическое строение девочек и мальчиков подросткового возраста в основных аспектах. Статистическая оценка различий в признаках мотивационно-смыслового аспекта.

    Особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучной семье, где родители (один из родителей) страдают алкогольной зависимостью. Психологические особенности подросткового возраста. Причины агрессии.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семьях и в интернатах. Причины агрессии, ее виды и механизм действия.

День, когда ребенок становится подростком, является очень важным периодом в его развитии. Ведь он берет на себя ответственность за поступки, которые совершает, то есть прибегает к самостоятельности. Тяжело или трудно будет ему в этот момент – зависит только от него.

Характер, сформировавшийся, к концу периода детства человека и будет помогать ему в юношестве, а так же на протяжении всей жизни. Если родители и сам человек не смогли вовремя воспитать в его душе твердость, решительность, самостоятельность, то ему, возможно, будут непонятны многие вещи, и будут казаться сложными, самые простые незаурядные ситуации.

Подросток, способный рассмотреть и проанализировать ситуацию с разных сторон, легко будет справляться с задачами, поставленными перед ним. Из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что только от самого человека зависит, на сколько, легко или трудно будет проходить каждый период его жизни. Юноша или девушка, стремящиеся к самореализации в жизни, не будут иметь трудностей перед поставленными целями, ведь они знают, что им необходимо, для достижения положительных результатов, перед какой-либо задачей.

Обществознание 5 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что значит быть «благодарным сыном»?

    Все ли одинаково понимают слово – благодарность? Дарить благо, значит, безвозмездно делится хорошим чем – то, быть признательным за поступок. Все грани характера, как позитивные, так и отрицательные закладываются в человеке

  • В современном мире почти каждая семья, если не несколько членов семьи, имеет свой автомобиль и очень редко пользуется другим видом транспорта. Но никакая поездка на машине не сравнится с путешествием на поезде

    Я очень люблю собак и уверен в том, что это лучшие друзья! Они бываю разные. Это маленькие и большие, лохматые и гладкошерстные. Собака может быть с родословной, а может и быть простой дворняжкой. Но, ведь она тоже друг человека

    Глядя на карту мира я вижу новые города и страны. Там есть те города, в которых я была, я теперь вижу их размещение. Но сколько же еще стран и городов, где меня не было. Мне кажется, они ждут там моего появления.

  • Лишние люди в русской литературе 19 века

    Такой термин, как «лишний человек» в настоящее время приобрел большую популярность. Почти каждый знает, что такое быть невостребованным, ненужным, неправильным и неподходящим под установленные рамки.

Быть подростком всегда трудно, а быть современным подростком – еще сложнее. Дело в том, душа ребенка в этом возрасте полна социально-психологических конфликтов. Вокруг царит общее депрессивное настроение, когда взрослые постоянно рассуждают о том, что жить, в общем-то, трудно, и нет никакого смысла, все вокруг плохо, и мир катится в тупик. К этому добавляется аналогичная информация из телепрограмм и Интернета. Везде пестрят криминальные новости, скандальные истории.

С постоянной периодичностью возникают программы, подтверждающие, что конец света уже близок, и не сегодня так завтра мир потрясет новая глобальная катастрофа. Взрослые люди, выражая свои мысли о бесполезности жизни, тем не менее, поговорив, возвращаются к своим обычным заботам. А дети под впечатлением всего увиденного и услышанного, совершает самоубийство. Ведь жить действительно, незачем!

Детская депрессия переживается очень тяжело. И нередко, именно родители виноваты в ее возникновении. Возможно, они поставили цель – вырастить гения, успешного и благополучного во всех отношениях. Ребенка, конечно, никто не спросил, хочет ли он, а главное – может ли он соответствовать требованиям мамы и папы? В такой ситуации, что бы ребенок ни делал, родителям всегда мало. Малейшая ошибка ребенка воспринимается ими как истинная жизненная трагедия. Но, эти люди еще не знают, что такое настоящая трагедия!

А подросток понимает, что он не достаточно хорош и умен в глазах своих родителей. И как ему жить на этом свете, такому никчемному? Особенно сложная ситуация наблюдается, когда в семье несколько детей, имеющих разные способности к обучению. В этом случае, кто-то является любимчиком, которого постоянно ставят в пример, а «вечный двоечник» всегда на заднем плане в своей семье. Конечно, психологический конфликт практически неизбежен.

Влияет ли религия на детский суицид?

В жизни современных людей значительное место занимает религия. И, казалось бы, именно она должна помочь предотвратить самоубийства среди детей. Но в некоторых случаях, как раз является косвенной причиной. Дело в том, что многие родители абсолютно неправильно доносят до своих детей религиозную информацию. Или рассказывают слишком много для определенного возраста, или плюс к этому в виде воспитательных мер практикуют телесное наказание.

Очень часто можно наблюдать, что в религиозной семье, независимо от того, христианская это семья, или мусульманская, дети могут получать лишь информацию, имеющую отношение к религии. Притом ребенку запрещено смотреть даже телепередачи для детей, программы мультфильмов. Запрещено читать книги, которые бесполезны, и не нужно посещать школу, потому что там все «фальшивое». Излишне религиозные родители постоянно внушают, что жизнь на земле – это . Настоящая жизнь предстоит в загробном мире.

Неустойчивая детская психика такова, что разум ребенка начинает протестовать против жизни в обычном ее проявлении. И он может захотеть отправиться в загробную жизнь, потому что уверен, что там намного лучше. Следует помнить, что любая религия должна быть преподана ребенку правильно, и ни в коем случае недопустимо делать перегибы в ту или иную сторону, так как подобное восприятие значительно осложняет детскую жизнь.

В реальности, религия должна помогать ребенку учиться правильно жить в чрезвычайно сложном мире, чтобы не терялась духовная часть существования любого человека. Таким образом, он всегда сможет правильно оценивать любые жизненные ситуации, преодолевать трудности, и легко идти по жизни, помогая другим людям выбрать правильный путь.

Введение

Моя тема "Легко ли быть молодым в ХХI веке? Молодежная тема в российской прессе". Почему мой выбор пал на нее? По нескольким причинам… Но я, сразу увидев эту тему, решила остановиться именно на ней. Первая причина - я сама молодая и живу в XXI веке, так что могу спокойно рассуждать на эту тему, так как живу в точно таком же мире, что и вся остальная молодежь, в мире - суровом и прекрасном, беспечном и серьезном, в мире различных предрассудков, невысказанных идей и неоткрытых талантов, в мире жестокости и беззакония, в этом красивом мире жестокой правды, где живем мы, будущее нашей страны. Но об этом в следующей главе. Вторая причина - я уже сталкивалась с этой темой в жизни, в журналистике в целом. В своем родном городе Усть-Илимске я писала статьи и публиковалась в местной газете. Темой моих статей было "Протест молодежи современному обществу". Там я приводила факты из своей жизни и жизни молодежи в целом, проводила исследования мнений молодежи на различные темы, касающиеся их самих и мира, в котором они живут. Молодежь высказывала свое мнение на различные проблемы и предлагала пути их решения. Я, вместе с молодежью, как бы "протестовала" против того мира, в котором мы существуем, именно существуем, а не живем. Почему? Да потому что в нашем мире царствует беспредел, и мы выживаем, а разве жизнь с выживанием, это не существование? Мы протестовали против людей, окружающих нас, против общества, в котором мы находимся, мы хотели улучшить положение молодежи хотя бы в нашем городе. В то же время, мы восхищались этим миром, ведь он не так плох, как кажется. Но об этом в следующей главе. Итак… Цель данной работы: Ответить на вопрос "Легко ли быть молодым в XXI веке?", исследовать нашу молодежь в целом, выявить интересы молодежи в молодежной прессе в России.

Легко ли быть молодым в XXI веке?

Над этим вопросом обычно задумываются люди более старшего возраста, прошлое поколение молодых, так как они не понимают нынешнюю молодежь. Я попробую в этом разобраться и объяснить, какие мы на самом деле, и каков мир вокруг нас.

Понятие "молодость" определяется как временной период жизни человека, заканчивающийся в возрасте 27 лет. Но молодость - это и состояние души, и самоощущение, можно и в 18 лет обладать чертами, присущими взрослому человеку, например, твердостью мысли, рациональностью мышления, душевной силой и спокойствием, или в 45 оставаться наивным, мечтательным, задорным ребенком.

На вопрос, легко ли быть молодым, отвечу сразу, "нет не легко". На это есть много причин: вечный конфликт отцов и детей, внутреннее противоречие, непонимание со стороны ровесников, сложные поиски своего места в жизни, своей будущей самореализации.

Молодому человеку не всегда просто найти общий язык с родителями, причины этого: непонимание обеих сторон, агрессивность, несовместимость интересов, отсутствие точек соприкосновения.

Для того времени, для человека советского периода показателем успеха чаще всего было общественное признание и высокая степень честности, активное участие в общественных мероприятиях, делах, ответственность и так далее. Но в наши дни показателем высокого уровня достижений стали моральные ценности: дорогая одежда от известного бренда, хорошая машина, высокооплачиваемая работа, квартира центре города, постоянное посещение дорогих развлекательных заведений. В связи с такими переменами в развитии общественного сознания происходит формирование нового типа личности - Человек потребляющий.

Современные молодой человек потребляет буквально все: музыку, литературу, живопись, телевиденье, окружение, происходящее вокруг, время. Потребляет, не перерабатывая, а принимает таким, какое оно есть, принимает в свою жизнь, независимо от того, плохое это или хорошее, вредное или безопасное, доброе или злое.

Молодому человеку не понять такую жизненную философию, а точнее, ее отсутствие.

Не каждый подросток должен совершать то, чего когда-то добились его родители. Не все должны учиться в университетах, не всем стоит идти в экономисты или юристы, не все должны выглядеть как "нормальные люди".

Молодой человек - белый лист бумаги, и он должен собрать собственное Я, установить свой личностный стержень. И чем он себя сделает, только его дело, только от него зависит, кем он будет в будущем и каким человеком станет.

Молодежи XXI века приходится гораздо сложнее, нежели советским пионерам. Молодым людям сложно выживать в мире, отрекшимся от духовных ценностей и сокральности жизненных ориентиров.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что вся молодежь живет в обществе риска. Она стоит на перепутье: с одной стороны, традиционно общество признавало главными ценностями семью, религию, дружбу, любовь, работу, здоровый стиль жизни. С другой, прогресс дал телевидение с массированной рекламой, Интернет, возможность международного молодежного обмена, развитие общественных инициатив.

Однако в силу не сложившихся взглядов, в отсутствие системы воспитания, а также в желании молодых людей попробовать в жизни все и склонности к экспериментированию, молодежь порой слепо подражает увиденному и услышанному.

Положение молодежи в России в целом, не особо хорошее: бедность или нищета, разлад в родительской семье; неравенство в получении образования (ввиду ее платной основы) и трудоустройства в дальнейшем; отсутствие нравственных устоев и ориентиров в обществе.

Число социальных сирот на сегодняшний день в 2 раза выше, чем в послевоенные годы. На улицах городов и поселков ходят нищие и беспризорные дети, подростки-проститутки и малолетние преступники. Торговля наркотиками, попрошайничество, разгул насилия и жестокости стали повседневным окружением жизни молодежи нашего времени. В средствах массовой информации, в рекламе неконтролируемо пропагандируются символы нездоровья - табачной и алкогольной продукции, проституции, ранней сексуальной активности.

Вместе с этим и пошло глобальное изменение в обществе, что влечет за собой изменения, в первую очередь, в культурной и социальной сферах.

Наше поколение особое. Мы родились в XX веке, а жить и работать будем в XXI веке. Не каждому поколению суждено соединить собой два тысячелетия. Отрочество и юность - самый прекрасный и вместе с тем самый сложный период жизни человека. В этом возрасте с молодым человеком происходит все: трезвый ум и буря страстей, первая любовь и первая ненависть, первые победы и первые поражения, взлеты и падения, счастье и горе.

Молодых людей окружает много интересного и необыкновенного, загадочного и нового, чего нам бы так хотелось узнать и попробовать. Хочется все постичь, обо всем узнать! Мы еще молодые, но позади у нас уже много чего осталось: радости, огорчения, сложные отношения с друзьями и родителями, постоянный конфликт с этим, для нас уже понятным, миром. Изменилось восприятие самого себя. Мы вливаемся в него, погружаемся с головой, уходим в глубину страстей и переживаний, из которой нам так не хочется уходить.

Нам нужны ответы на все вопросы, которые возникают у нас в голове. И нужны сейчас, немедленно.

Наши родители были молодыми пару десятков лет назад. Тогда, действительно, все было иначе. Комсомольский билет, интересы коллектива превыше собственных, мальчики налево - девочки направо, в 9 часов - спать. Прелестей того времени не перечесть. Но это их молодость, сейчас идет наша.

Их молодость всегда будет самой лучшей для них, потому, что сама эта пора молодости прекрасна. Родители нам постоянно рассказывают, как все было: обед за 1 руб., дискотеки под открытом небом, каток перед домом, доброе кино в кинотеатрах, а самое главное... никаких наркотиков, разврата и бандитизма. Не то, что в наше время. "Отцы и дети" - конфликт двух поколений. А на самом деле разврат и алкоголизм были уже очень давно, даже когда наших родителей не было и в помине, а наркотики были особо популярны в 60-70-х гг.

Когда нашим родителям было столько же лет сколько и нам, их тоже не пускали в подозрительные заведения, но они ходили и знали, что нет ничего страшного. А к нам они относятся иначе, но ведь почти ничего не изменилось, только они выросли и нам уже по 18. Почему все изменилось, когда они стали родителями? Почему они так уверены, что наше поколение хуже их самих?

И вот, пришел 21 век. Ужасный для них и прекрасный для нас. Наступила пора нашей молодости. Нам придется жить в это " страшное и криминальное" время. Кстати, их время было не менее страшным...

Наше поколение тоже хорошее. Век новых технологий, мобильных телефонов, Интернета и новой прогрессивной молодежи. Век новых современных людей, чья жизнь все время в движении. Почему-то, при фразе " Поколение 21 века" все начинают вспоминать только недостатки нынешней молодежи. Курение, алкоголизм, наркомания, воровство, разврат... Подростки творят беспредел на улицах, попадают на учет в милицию. Это невозможно оправдать. И разговаривать на эту тему можно до бесконечности, выискивая плюсы и минусы, разыскивая виноватых и ответственных за все это.

Хотя нашей молодежи живется трудно с самого детства.

Мы с самого начала учимся выживать. Выживать в этих условиях. В наше время молодежь преследует то, что называют зоновскими понятиями. И многие ими живут, ведь к молодым людям могут подойти на улице и навязать что-либо. А могут забрать телефон, деньги. И не каждый молодой человек пойдет в милицию, ведь в наше время это считается не очень хорошим делом, и многие станут называть этого человека "красным". Во- первых, это не очень приятно, во-вторых, тебя перестанут уважать, а в-третьих, среди молодежи это даже "стремно".

В наше время лучше иметь хороших знакомых, общающихся в блатных кругах, нежели "лохов", которые ничего не могут за себя сказать.

В школе молодым людям тоже приходиться не легко. Они умудряются совмещать учебу, творческую деятельность, спорт, развлечения. В наше время у молодежи есть большой выбор, чем заняться. Ведь не может же человек всегда учиться, когда вокруг столько интересного и неизведанного. И вот подросток на пути к окончанию школы. С большим трудом он преодолевал все и учился, потому что так надо. Надо ему самому, его родителям, учителям и обществу.

В наше время совсем не просто закончить школу. Сейчас ввели не обычные экзамены, а ЕГЭ. В первый год его введения нам это было в новинку. Мы не понимали, как можно проверить наши знания с помощью теста, тем более, если его проверяет компьютер. Кроме теста там еще были задания более общего плана.

Как не волноваться, когда ты пишешь ЕГЭ в чужой школе, с чужими учителями и незнакомыми ребятами, когда выключен телефон и на столе лежит только ручка, сумка оставлена на задней парте. В определенное время преподаватель вскрывает конверт, где лежат наши задания, именно для каждого, у всех различные и уже подписанные под твою фамилию. Также в определенное время мы берем в руки ручку и приступаем к заданиям. И на все нам дается нужное время, зафиксированное на часах по всей России.

И не дай Бог ты по случайности поставишь крестик ответа не в ту клетку, зачеркнешь написанное слово, твой бланк будут считать не действительным. И считай, ты пролетел, не поступишь в ВУЗ, не сдав ЕГЭ.

Допустим, ты сделал ЕГЭ без особых погрешностей. Остается самой страшное - ожидание результатов. И вот ты получил свои результаты - теперь, если набрал достаточно баллов, твоя дорога в ВУЗ, если нет - в ПТУ или армию. В ПТУ жизнь тоже не особо радостная. Вечный беспредел. Ну, а если попадешь в армию, держись, крепись и мужайся! Там парням приходится не сладко. Говорят пропала молодость, но не для всех это так - некоторые считают армию школой жизни, выживания, не мне судить.

Если ты решил таки поступить в ВУЗ, сначала необходимо выбрать специальность, которая подойдет именно тебе, и в будущем тебе будет нравиться работать по этой специальности. Это тоже не простой выбор, ведь от этого зависит твоя будущая жизнь. Потом идет выбор вуза, после подачи документов. Если ты собираешься поступать на коммерческую основу, тебе проще, достаточно набрать определенное количество баллов и заплатить деньги. Если на бюджетную, тебе будет сложнее. Так как в России много сирот и инвалидов, они поступают в первую очередь, вместе с медалистами. Но ты не инвалид, не сирота и не медалист. Все зависит от того, сколько баллов ты набрал. Баллов хватает и остались бюджетные места, то тебе повезло, нет - пролетаешь. И что тебе остается делать? Кто-то идет в колледж, кто-то в техникум, где достаточно мест. А кто-то не идет никуда, или идет работать. Им сложнее, чем тем, кто учится на "вышке". Сложнее пробиваться в жизни, сложнее находить решение проблем. И все из-за какого-то ЕГЭ!

Допустим, ты поступил в институт. Начинаются, как говорят, лучшие годы твоей жизни - студенческие годы. И тут молодого человека преследуют разные проблемы. Начинается все со знакомства с новым коллективом, ведь ты привык к людям, знакомым тебе с детства, с которыми отучился 11 лет. А тут новые лица, незнакомые люди. Начинается сложное приспособление к новым условиям. Я не буду описывать дни учебы, экзамены, так как, наверно, любой молодой человек знаком с ними или узнает это все в скором времени. Сдача диплома - сложный этап в жизни студента: он должен собрать весь свой опыт, все свои достижения, то, чего он добился на протяжении учебы.

Диплом защищен. Начинаются поиски работы. Молодых специалистов возьмут на работу не везде, ведь лучше иметь проверенные кадры, чем молодые и неопытные. И работодатели не задумываются над тем, что у молодых специалистов есть новые навыки, свежие идеи, другое мировоззрение, более подходящее для нынешнего мира, которые не присущи старым работникам.

В общем, пока мы молодые, нам приходится очень непросто.

И наша молодежь более агрессивна, она жестче все воспринимает, живет, как будто урывками, отдельными моментами, плавно перетекая из одного в другой. И нашей молодежи нужны друзья, нужно то окружение, которое подходит именно тебе.

В наше время субкультуры не только зарождаются, они уже превзошли себя.

Сейчас многие молодые люди группируются по интересам в музыкальном плане и стиле.

И они выделяются, они хотят быть чуточку иными, не похожими на других. Среди них панки, гопники, рэперы, хопперы, неформалы, готы, скинхеды, эмо, рокеры и так далее. Их очень много, всех не перечислишь. Они слушают музыку, присущую только им, одеваются так, как нужно в их стиле, чаще неординарно.

И лишь в наше время появляются эти необычные личности, способные на многое лишь бы отличаться от обычных людей: всегда и везде плакать, одеваться и краситься во все черное, ходить лысыми и в кожаной одежде, носить спущенные до колен штаны, жить по понятиям, одеваться в разноцветную одежду и носить длинные челки набок.

А взрослые их порой не понимают, не принимают всего этого.

Проблема не исчерпает себя, если мы обвиним во всем школу, воспитание родителей, дурное влияние телевизионных программ. Давайте посмотрим на современную молодежь иначе. Копнем глубже. Какая она молодежь? Давайте рассмотрим плюсы.

Именно она открывает все новые и новые центры, где лечат от наркозависимости. Именно она пропагандирует здоровый образ жизни и проводит массу мероприятий, посвященных спорту. А это значит, что и нас волнуют современные проблемы, и мы хотим принять участие в их решении.

Многие продолжают утверждать, что подростки перестали уделять внимание своей учебе и предпочитают ей улицу. А именно улица тянет за собой вереницу новых проблем. Нет и еще раз нет! Новое поколение - это поколение людей, заботящихся о своей карьере и о своем будущем. Наши подростки талантливы, ведь они участвуют в различных конкурсах, мероприятиях. Именно они пишут картины, стихи, с танцами и песнями выступают где-либо, они учатся создавать, творить, фантазировать и мыслить во благо продвижения культуры нашего мира.

В наших библиотеках по-прежнему выстраивается очередь за книгами, а подростки все чаще уже с первого курса начинают совмещать учебу с работой.

В городах все больше открывается интеллектуальных кафе, где собираются, чтобы почитать, поговорить о выставках, театрах, новых премьерах. Книги в кафе стоят на полках, и их можно почитать, пока пьешь кофе.

Даже в общественном транспорте, если приглядеться, можно заметить какая интеллектуальная у нас молодежь. У студентов и школьников в руках различные книги. Только наша молодежь способна читать и усваивать в транспорте абсолютно все: психологию и медицину, философию и литературу, высшую математику и физику…

В электричках студенты пишут рефераты, курсовые, домашние работы, переписывают конспекты. Самообразование идет везде и повсюду. Оно идет уже за стенами школ, институтов и университетов. Значит, есть желание учиться у молодежи. У нас много новых идей и неутолимая жажда жизни. Разве это можно променять на какие-то сомнительные удовольствия?

Что уж поделать, если нам пришлось жить в это время? Мы можем только постараться сделать его несколько лучше. Нужно просто поверить нам и дать чуточку свободы для совершения великого. И мы попытаемся сделать все, что в наших силах, попытаемся сделать мир лучше, изменить его, ведь мы ответственны за наше будущее, за будущее наших детей.

Проблемы молодежи - острые, наболевшие проблемы. Мы - ваше будущее, и пора относиться к нам - как к равным. Нам выводить страну из разрухи, строить дальнейшую жизнь. И не надо учить жизни (как это делают многие родители), надо лишь подсказывать, как правильней. Мы не глупые и сможем разобраться во всем сами.

Беседа «Легко ли быть подростком»

Здравствуйте, я предлагаю поменяться местами тем, кто:

Имеет в одежде белый цвет;

Любит мороженое;

Кому нравятся уроки математики;
- любит музыку….

Считает себя подростком.

На последнее предложение, как правило, меняются местами все ребята.

Вы все поменялись сейчас местами, значит, все вы считаете себя подростками, а знаете ли вы кто такие подростки? (Мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16-17 лет).малолеток, малец, парнишка, отрок, юнга, мальчик, тинейджер, несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, подросток)

Подросток – это несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности,

Некоторые считают, что подростковый возраст - это прекрасная пора, другие – что это самый трудный период в жизни каждого человека.

Давайте проверим, насколько много вы знаете о подростках. А поможет нам в этом

тест «Правду ли говорят о подростках?» Если согласны покачайте головой вперед, если с утверждением не согласны то в стороны.

    Мальчик или девочка становятся подростками, когда им исполняется 13 лет.

    Мальчики-подростки взрослее, чем девочки того же возраста.

    Талантливым подросткам нет необходимости спать так же много, как их менее талантливым сверстникам.

    Подростки ленивы.

    Неряшливость – это признак подросткового возраста.

    Девочки-подростки более романтичны, чем мальчики того же возраста.

    Для подростков время бежит быстрее, чем для взрослых.

    Яркие цвета в одежде предпочитают, как правило, неуравновешенные, вспыльчивые люди.

Правильные ответы на все вопросы – отрицательные.

Итак, мы с вами выяснили, что вы знаете о своём возрасте. Возраст ваш интересный и сложный: во время подросткового периода вы готовитесь к переходу из детства во взрослую жизнь. Перед вами много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые. В этот период трудно вам – вы меняетесь и физически, и психологически, познаёте себя, сравниваете с другими, ищете друзей, впервые влюбляетесь, вас подстерегает много соблазнов взрослой жизни. Трудно в этот период и окружающим вас взрослым, в первую очередь вашим родителям, которые любят вас, переживаю и беспокоятся о том, чтобы с вами было всё в порядке.

- А как вы думаете, что хорошего и интересного в вашем возрасте? Продолжите по кругу фразу «Подростком быть хорошо, потому что…» Ребята высказывают свои варианты.

- А что сложного, на ваш взгляд, в подростковом возрасте Какие минусы быть подростком. ? Продолжите фразу «Подростком быть трудно, потому что….» Ребята продолжают в обратном порядке.

Спасибо за ваши высказывания. А теперь давайте попробуем набросать портрет современного подростка – какой он? Ребята высказывают определения, учитель записывает на лист).

Итак, вы думаете, что современный подросток ……. (перечисляются записанные качества). Сравните, похож ли он на вас?..

Однажды сказал: «Подзатыльники в молодости избавляют от пинков в более зрелые годы» Как вы понимаете эти слова? Молодость - пора ошибок, проб, больших трудностей, преодолевая которые человек формирует свой характер. Не надо бояться ошибаться, ибо исправляя ошибки, преодолевая трудности, человек набирается опыта, учится делать правильный выбор.

Когда страшны ошибки молодости? (когда их не видишь)

Легко ли быть молодым?! Назовите проблемы подросткового возраста

Предполагаемый результат: непонимание со стороны взрослых, лень, отсутствие денег, здоровье, проблемы в школе, субкультуры, проблемы в семье, вредные привычки, отсутствие свободы, хобби

Отриц.стороны существуют и их не мало. Кто может снять это проблемы? как? Легко тому, кто умеет решать эти проблемы. Какими качествами должен обладать подросток, чтобы избежать этих проблем? Правила: видеть свои ошибки (проблемы)

Слушать и слышать. Давать им правильную оценку, т.е. признавать. Иметь волю преодолевать недостатки

Возможно ли решить эти проблемы самостоятельно или все же нужна помощь взрослых? Родителей, учителей, старших наставников? Таким образом, можете ли вы обходиться без помощи взрослых? Вам во всем нужна их поддержка: советы, рекомендации, напутствия и т.д. Дома – родители, в школе – учителя, директор.

- Легко ли вам быть подростком или нет. Приведите примеры из жизни (рассказала бы о своих друзья или просто о подростках)

В 1822 году в Германии в семье священника Шлимана родился мальчик. Его назвали Генрихом . Он рано научился читать, и его любимыми книгами стали «Илиада» и «Одиссея» великого поэта Древней Греции Гомера.

Мальчик не сомневался, что всё, написанное поэтом, происходило в действительности, и мечтал увидеть город Трою, где происходили события поэмы «Илиада». Но родители Генриха считали, что история Троянской войны - плод фантазии Гомера: Трои никогда не существовало, так же как не существовало никогда сокровищ троянских царей.

Генрих был разочарован, но свою детскую мечту не оставил. Он стал археологом и осуществил её только в 1871 году. Много лет он занимался различным трудом, чтобы скопить деньги на экспедицию в район легендарной Трои. Генрих Шлиман нашёл древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер.

А ведь всё начиналось с мечты мальчика-подростка из скромной семьи немецкого священника.

Вы тоже о чем то мечтаете. Так каково это быть современным подростком Продолжите фразу «Быть Современным подростком …»

На этом наше занятие закончено. Я желаю вам успешно пройти этот интересный и непростой период жизни – ваш подростковый возраст. Спасибо за работу.

Общий вывод о том, что подростком быть хорошо, но есть свои сложности.