Когда заканчивается формирование теплорегуляции у детей. Особенности терморегуляции у детей и подростков. Признаки и причины

Известно, что в растущем организме постоянно протекают с высокой интенсивностью обменные процессы и различные формы получаемой и затрачиваемой при этом метаболической энергии превращаются в тепло. Существенный вклад в образование тепла в детском организме (теплопродукция - ТП) вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела. Однако, в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду (теплоотдача - ТО), что способствует понижению температуры тела. Очевидно, что постоянной для данного тела температура будет при условии равенства величин ТП и ТО. Именно поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций системы терморегуляции.

Теплопродукция в расчете на 1 кг массы тела возрастает за 1-й год жизни до 2,4 ккал за 1 ч. У детей старше 2 лет теплопродукция на единицу массы тела в покое постепенно снижается, но одновременно у них уменьшается относительная площадь поверхности тела, и к 15-17 годам показатели теплообмена и развитие механизмов терморегуляции приближаются к показателям, характерным для взрослых, когда ТП и ТО становятся сбалансированными и составляют около 1 ккал за 1 ч

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции. Наиболее вероятно, что к определению величины регулируемой температуры (set point) прямое отношение имеет преоптическая область, нейроны которой чувствительны к небольшому изменению локальной температуры и контролируют все виды тер-морегуляторных реакций, возникающих при отклонении температуры от заданной для регуляции. Если локальная температура преоптической области отклонится выше установленного для регуляции уровня, например при повышении двигательной активности ребенка, то в организме будут инициированы термо-регуляторные реакции, увеличивающие теплоотдачу, способствующие понижению температуры тела и возврату локальной температуры преоптической области к установленному для регуляции значению (около 37 °С). Если локальная температура преоптической области понизится ниже установленного значения, например при охлаждении во время купания, то будут инициированы терморегуляторные реакции, уменьшающие теплопоте-ри, а в необходимых случаях увеличивающие теплопродукцию и способствующие повышению температуры тела и возврату температуры преоптической области до заданного уровня. В преоптической области гипоталамуса содержатся (около 30% от общего числа) теплочувствительные нейроны (ТЧН), которые получают афферентные сигналы через синаптические входы от тепловых рецепторов (ТР) кожи и других тканей, и теплонечувствительные нейроны (ТНН) (около 60%), получающие афферентные сигналы от Холодовых рецепторов (ХР).



МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛООТДАЧИ

Основная масса тепла образует­ся во внутренних органах. Поэтому внутренний поток тепла для удале­ния из организма должен подойти к коже. Перенос тепла от внутренних органов осуществляется за счет теплопроведения (таким способом пе­реносится менее 50% тепла) и кон­векции, т. е. тепломассапереноса. Кровь в силу своей высокой тепло­емкости является хорошим провод­ником тепла.

Второй поток тепла - это поток, направленный от кожи в среду. Его называют наружным потоком. Рас­сматривая механизмы теплоотдачи, обычно имеют ввиду именно этот поток.

Отдача тепла в среду осуществ­ляется с помощью 4 основных меха­низмов:

1)испарения;

2)теплопроведения;

3)теплоизлучения;

4)конвекции.

МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛОПРОДУКЦИИ

Источником тепла в организме являются экзотермические реакции окисления белков, жиров, углеводов, а также гидролиза АТФ. При гидролизе питательных веществ часть осво­божденной энергии аккумулируется в АТФ, а часть рассеивается в виде теплоты (первичная теплота). При использовании энергии, аккумулированной в АГФ, часть энергии идет на выполнение полезной работы, часть рассеивается в виде тепла (вторичная теплота). Таким образом, два потока теплоты - первичной и вторичной - являются теплопродукцией. При высокой температуре среды или соприкосновении человека с горячим телом, часть тепла организм может получать извне (экзогенное тепло).

При необходимости повысить теплопродукцию (например, в условиях низкой темпера­туры среды), помимо возможности получения тепла извне, в организме существуют меха­низмы, повышающие продукцию тепла.

Классификация механизмов теплопродукции:

1.Сократительный термогенез - продукция тепла в результате сокращения скелетных мышц:

а) произвольная активность локомоторного аппарата;

б) терморегуляционный тонус;

в) холодовая мышечная дрожь, или непроизвольная ритмическая активность скелет­ных мышц.

2.Несократительный термогенез, или недрожательный термогенез (продукция тепла в результате активации гликолиза, гликогенолиза и липолиза):

а)в скелетных мышцах (за счет разобщения окислительного фосфорилирования);

б) в печени;

в) в буром жире;

г) за счет специфико-динамического действия пищи.

Сократительный термогенез

При сокращении мышц возрастает гидролиз АТФ, и поэтому возрастает поток вторич­ной теплоты, идущей на согревание тела. Произвольная мышечная активность, в основном, возникает под влиянием коры больших полушарий. Опыт человека показывает, что в усло­виях низкой температуры среды необходимо движение.

У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. И чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. А также у детей не достаточно развиты процессы терморегуляции. ”Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду” . С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды. Защитные свойства одежды важны для детей, т.к.:

В детском возрасте механизмы теплорегуляции несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

Кожа детей нежна и ранима;

Кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Вопрос

· Основным принципом питания дошкольников является максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов - мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.

· Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привезти к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями9 вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).

· Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

· Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Примерный режим детского сада:

  • с 7:00 до 8:00 – прием детей в группу, свободная деятельность;
  • с 8:00 до 8:20 – завтрак;
  • с 8:20 до 8:30 – свободная деятельность;
  • с 8:30 до 9:00 – занятия с детьми по группам;
  • с 9:00 до 9:20 – подготовка к прогулке;
  • с 9:20 до 11:20 – прогулка на свежем воздухе;
  • с 11:20 до 11:45 – возвращение с прогулки, свободная деятельность;
  • с 11:45 до 12:20 – обеденное время;
  • с 12:20 до 12:45 – спокойные игры, подготовка к дневному сну;
  • с 12:45 до 15:00 – тихий час;
  • с 15:00 до 15:30 – подъем, полдник;
  • с 15:30 до 15:45 – свободная деятельность;
  • с 15:45 до 16:15 – занятия с детьми по группам;
  • с 16:15 до 16:30 – подготовка к вечерней прогулке;
  • с 16:30 – прогулка на свежем воздухе.

Время свободной деятельности в режиме дня в детском саду предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе. Летний режим в детском саду несколько отличается от других периодов – в это время дети ходят на экскурсии, посещают театры, зоопарк и другие интересные места.

Время приема пищи практически во всех детских садиках одинаковое. Некоторые изменения встречаются в частном детском саду – помимо завтрака, обеда и полдника тут есть второй завтрак и ужин. Второй завтрак, как правило, состоит из фруктов, витаминизированных блюд и сладкого. Ужинают дети в период с 18:30 до 19:00.

Огромное значение в режиме дня в детском саду играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном детском саду.

Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 3 часов.Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия в детском саду. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать. Основные занятия в детском саду:

  • музыкальные занятия;
  • занятия на развитие речи;
  • физкультура;
  • изобразительное искусство;
  • формирование первичных математических навыков.

Все занятия с детьми проводятся по группам в зависимости от возраста ребенка. Время занятий в старшей и подготовительной группе является более продолжительным, чем в младшей и ясельной.

Вопрос.

Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям окружающей среды. Закаливание детей
необходимо для того, чтоб организм хорошо переносил воздействие
перепадов температур, чтоб дети не боялись переохлаждения, сквозняков. У
закаленных детей снижается заболеваемость и даже если они болеют, то,
как правило, болезнь проходит мене болезненно и без серьезных
последствий.

Детки до 1 года

Солнечные лучи очень сильнодействующее средство, ультрафиолет активно
влияет на иммунологическую резистентность организма. Чем младше
ребенок, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому закаливание ребенка солнцем младше года не показано.

Для закаливания детей первого года жизни используются только рассеянные и отраженные лучи. Проводить закаливание
с детками во время бодрствования необходимо под навесом или в тени
деревьев. Следует запомнить, что раздевать до гола можно только через 25
– 30 минут после сна, на голову малыша следует одеть панаму с
козырьком. Сразу после сна, при отсутствии ветра и температуре воздуха
+22 +26 на малыша нужно одеть трусики и рубашку из легкой ткани. Через
30 минут малыша оголяют на 3 минуты (постепенно через 1-2 дня время
увеличивают на 2 минуты и доводят до 10 минут). В теплую безветренную
погоду такие солнечные ванны можно проводить во время каждой прогулки на
свежем воздухе. Желательно чтоб малыш имел возможность двигаться,
игрался с игрушками, а совсем маленьких детей нужно самим поворачивать
на разные бока и выкладывать на животик.

Дети от 1 до 3 лет

Детям от года до трех с осторожностью проводят солнечные ванны ,
деток выводят под прямые солнечные лучи только после того, как в
течении нескольких дней прогулка проводилась в светотени. В рассеянных
солнечных лучах сравнительно мало инфракрасных лучей и достаточно много
ультрафиолета, что является профилактикой перегревания организма
ребенка. Перегревание очень опасно для детей с повышенной
нервно-рефлекторной возбудимостью. Поэтому одежду лучше подбирать
светлых тонов, она защитит ребенка от перегревания и излишнего
облучения.

Новорожденные особи млекопитающих разных видов (суслика, хомяка) неспособны к терморегуляторной выработке тепла сразу после рождения; интенсивность обменных процессов у них изменяется в зависимости от температуры так же, как у пойкилотермных животных. Лишь через несколько недель после появления на свет соответствующие эффекторные механизмы этих новорожденных начинают реагировать на температурные стимулы. У других видов включая человека, все терморегуляторные реакции (усиленный термогенез, вазомоторные реакции, выделение пота, поведенческие реакции) могут включаться сразу после рождения; это относится даже к недоношенным младенцам, вес которых при рождении составляет около 1000 г.

Терморегуляторные реакции возникают сразу, как только средняя температура кожи начинает снижаться. Внутренняя температура (ректальная), сохраняется постоянной. Следует отметить, что терморегуляторная теплопродукция и сужение сосудов у новорожденных возникают при более высокой кожной температуре, чем у взрослых.

У новорожденных детей, как правило, термогенез обеспечивается не за счет механизма дрожи, а другим путем, так что его можно обнаружить только с помощью специальных методов. Выработка тепла у младенцев может повышаться без участия механизма дрожи на 100-200% по сравнению с ее уровнем в условиях покоя. Только в случае предельного холодового стресса этот механизм термогенеза дополняется дрожью.

Малые размеры новорожденного ребенка неблагоприятны с точки зрения терморегуляции. Соотношение между поверхностью и объемом тела у доношенного новорожденного примерно в три раза превышает соответствующее соотношение у взрослого. Кроме того, поверхностный слой тела имеет небольшую толщину и изолирующая прослойка жира весьма тонка. В связи с этим даже при максимальном сужении сосудов у новорожденного перенос тепла из организма во внешнюю среду не может уменьшиться в такой степени, как у взрослого человека. Чтобы обойти такую проблему, организм должен увеличивать выработку тепла в случае доношенного новорожденного в 4-5 раз на единицу массы тела, а в случае недоношенного новорожденного (масса которого составляет 1000-1500 г ― до 10 раз.) Таким образом, если температурный баланс должен поддерживаться при минимальной интенсивности обменных процессов у новорожденного, то температура окружающей среды должна быть выше, т.е. составлять 32-34°С. Если эта температура ниже указанной границы, то для поддержания в организме температурного равновесия требуется терморегуляторная выработка тепла. Это означает, что нижняя граница термонейтральной зоны смещается в сторону более высокой температуры окружающей среды. Нижний предел регулируемого диапазона также смещается в направлении более высоких температур; для доношенного новорожденного этот предел составляет примерно 23°С. Однако в пределах ограниченного контролируемого диапазона температура тела у новорожденного регулируется так же точно,. как и у взрослого, поскольку пороговые температуры для реакции сужения сосудов и для термогенеза «подстроены» в соответствии с размерами тела. У очень маленьких недоношенных новорожденных младенцев терморегуляция неэффективна; до тех пор, пока они не прибавят достаточно в весе, их следует держать в термостатируемых боксах (инкубаторах).

Терморегуляция у детей - вопросы перегрева и замерзания.
терморегуляция новорожденных.
Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир – из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела. Этим занимается в организме система терморегуляции – ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев. Однако, у ребенка вследствие его возраста терморегуляция еще слабая. За чет этого необходимо создавать особые условия по уходу при рождении и в его первые месяцы жизни. Что же о терморегуляции необходимо знать родителям карапуза, как правильно ухаживать за малышом, как не переохладить и не перегреть кроху? Давайте разберемся.

Как работает система
терморегуляция работает достаточно просто – при замерзании активируется механизм расщепления жира и углеводов. в результате чего образуется энергия и тепло, если ребенок сильно замерзает, подключаются механизмы мышечной дрожи, позволяющие согреваться быстрее, если же происходит повышение температуры тела, кровь обычно перетекает к коже, происходит расширение кожных сосудов и лишни порции тепла уходит через кожу в атмосферу. Помогает быстрее охлаждать тело и потение – влажная кожа по закону физики охлаждается скорее. За счет этого механизма тело самостоятельно поддерживает постоянство температуры тела без резких ее колебаний при раздевании или изменении условий внешней среды.
Однако, для ребеночка на все так просто – его механизмы поддержания тепла и постоянной температуры тела еще не совершенны, он может как быстро переохладиться в условиях холодно пространства, так и быстро перегреться даже казалось бы в обычных условиях, если будет слишком тепло одет. И если об исключении переохлаждения заботятся все родственники, надевая по две-три шапочки даже в теплую погоду, то вот о том, что это реальная возможность перегреть ребенка и навредить ему заботливые мамы и особенно бабушки не подозревают.

Чем плохо переохлаждение и перегрев
На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких – активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления – насморк, пневмония, грипп. Если тело охладится ниже 34 градусов это вообще приведет к критическим нарушениям обмена веществ вплоть до гибели малыша. Однако, большинство детей охлаждения все-таки не узнают никогда – родители пеленают их в красивые пеленки, одевают в уютные костюмчики.
А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие. Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются – «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается. Кроме того, как мы говорили выше – влажное тело замерзает быстрее, перекутанный и вечно вспотевший ребенок даже от легкого ветерка очень быстро охлаждается и заболевает.
Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей – дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями – они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха. Кроме того, эти дети из-за одежды недополучают свои порции ультрафиолета и витамина Д, что выедет к рахиту.

Что нужно знать родителям
Система терморегуляции карапуза очень несовершенная, и дозревает в первые годи жизни малыша, родителям важно научить его быстро и правильно адаптироваться к меняющимся погодным условиям и колебаниям температур. Это поможет системе терморегуляции настроить свою работу и в дальнейшем функционировать правильно. Начинать тренировки необходимо с первых же минут жизни. Однако, чтобы правильно тренировать терморегуляцию, необходимо знать признаки перегрева и замерзания, переохлаждения ребенка, и, исходя из этих знаний, правильно организовать уход за крохой.
Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается – оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С. При таком температурном режиме малышу будет комфортно спать и бодрствовать. Но, необходимо помнить, что температура в детской зависит от того, во что одет ребенок.
Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания
При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. При таких приступах перегрева у него может подскочить температура до 38°С и даже выше. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время – это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.
При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник – напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена – стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.
При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения – из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные. Пи первых признаках замерзания малыша необходимо приложить к груди, согреть теплом своего тела, переодеть в сухую одежду, если он вспотел и из-за этого замерз.
Но как же на улице определить – не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки – это не признак замерзания. На самом деле все просто – положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий – вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче. Если затылок прохладный – наденьте дополнительную кофточку или прикройте кроху одеяльцем. При оптимальном состоянии затылок обычной температуры и сухой.

Практические рекомендации молодым родителям
Для того, чтобы детки легко переносили любой перепад температур, не перегревались и не замерзали, необходимо выполнять несколько несложных рекомендаций ухода за малышом. Тогда ваш крошка будет закаленным и хорошо будет себя чувствовать в лютые морозы и летний зной.

Во-первых, при комнатной температуре выше +18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки – кожа тела должна дышать, а руки и ноги – активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает – прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Ребенок потеет и замерзает точно также как и вы, нет необходимости надевать на него одежды больше – его температура тала поддерживается также как у вас около 36.5-36.8°С. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми – но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек – они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха. При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела – перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

В-третьих, нужно стимулировать механизм терморегуляции крохи процедурой закаливания. Нужно посещать бассейны, обливать ребенка после купаний холодной водой, бегать босым по полу и голеньким. Чтоб не бояться промоченных или замерзших ног учите малыша ходить по мокрому полотенцу, которое намочили в прохладной воде. Это тренирует механизмы согревания стоп и обеспечивает защиту от замерзания конечностей.

В-четвертых, и это очень важно – ходите с детьми на прогулку по любой погоде, по жаре (но не по открытому солнцу), зимой, по морозу хотя бы недолго. Организму нужно уметь перестраивать температуры тела и производить тепло в соответствии с меняющимися условиями – так крошка будет крепким и закаленным, и меньше будет реагировать на перепады температур перегревом или переохлаждением.

Конечно, малыш рождается с не полностью сформированной системой терморегуляции, но по мере роста ребенка она формируется и совершенствуется. Поэтому, в руках родителей здоровье и самочувствие ребенка, как они научат организм ребенка реагировать на температуру среды, так и будет в дальнейшем выполняться эта программа.

Дети отличаются недостаточно налаженными механизмами теплообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. Грудные дети реагируют на охлаждение бурными хаотическими движениями, которые их согревают. У них велика в теплоотдаче роль процессов испарения водяных паров при дыхании.

В первые годы жизни в организме ребенка преобладают процессы химической терморегуляции. Благодаря высокому уровню обменных процессов организм ребенка быстро нагревается. Температура кожи и внутренняя температура тела у дошкольника выше, чем у взрослых.

Обилие кровеносных сосудов в коже обусловливает быстрый перенос тепла от температурного ядра тела к его оболочке, а недостаточная рефлекторная регуляция просвета кожных сосудов не обеспечивает защиту от больших тепловых потерь. При небольшой мышечной массе дети имеют низкую теплоизоляцию покровных тканей. Высокие теплопотери обусловлены также и относительно большой поверхностью маленького тела. С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегуляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Нарастание мышечной массы улучшает теплоизолирующие свойства покровов тела, совершенствование сосудистых реакций облегчает регуляцию теплообмена на поверхности кожи. Улучшается регуляция потоотделения, уточняется информация от терморецепторов тела и деятельность центров терморегуляции. Все это позволяет лучше поддерживать постоянство температуры тела в различных условиях среды и при разных формах деятельности. Дети младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками меньше подвержены перегреванию и переохлаждению, однако их устойчивость к изменениям температурных режимов все еще недостаточно совершенна. С возрастом увеличивается роль физической терморегуляции. В качестве границы перехода от одного типа поддержания постоянства температуры тела к другому выделяют девятилетний возраст. После 1-1,5 лет до 4-5 лет отмечается большой поток тепла через единицу поверхности тела (скорость роста замедляется, интенсивность основного обмена еще высокая). Высокий уровень теплопродукции в этом возрасте служит фактором компенсации слабых возможностей физической терморегуляции. В 6-7-летнем возрасте отмечается увеличение возможности физической терморегуляции с одновременным снижением роли химической (развитие мышечной стенки артерий и артериол, увеличение возможности кровоперераспределения). В возрасте 10-ти лет для девочек и 11-12-ти лет для мальчиков (препубертатный период) в результате гормональных перестроек происходит снижение возможностей физической терморегуляции, которая компенсируется возрастанием роли химической терморегуляции. С появлением первых признаков полового созревания отмечается становление достигнутого к 10-ти годам соотношения активности физической и химической терморегуляции. Физическая терморегуляция совершенствуется тем интенсивнее, чем раньше начаты закаливающие мероприятия.

Новорожденный ребенок кажется самым беззащитным и неприспособленным существом на свете. Молодым родителям поначалу порой сложно справиться даже с боязнью брать его на руки — таким хрупким выглядит кроха.

Источник: shutterstock

Что уж тут говорить о приспособленности к внешней среде — ясно, что малыша хочется защитить. Обнять и, конечно же, укутать получше — чтобы не замерз.

Пресловутые шерстяные носки и свитера с шапочками, которыми истязали нас в детстве бабушки, больше не кажутся излишеством, когда в доме появляется новорожденный.

Однако в последние годы акушеры и педиатры все больше говорят о том, насколько вреден перегрев для ребенка. Оказывается, в своем желании защитить кроху от простуды мы можем навредить его здоровью.

Теплообмен у грудничка разительно отличается от теплообмена взрослого человека. Но, увы, на курсах для молодых родителей об этом почему-то часто забывают предупредить. О правилах теплообмена у малыша, которые должны знать все родители, рассказывает доктор Александр Кобаса.

Существует несколько простых правил отношения к теплообмену у маленьких детей.

Правило № 1

  • Когда взрослому человеку прохладно — ребенку комфортно.
  • Когда взрослому человеку комфортно — ребенку тепло.
  • Когда взрослому человеку тепло — ребенку жарко.
  • Когда взрослому человеку жарко — ребенок перегрет

Правило № 2

Второе правило — ребенок должен быть одет согласно температуре воздуха.

Правило № 3

Третье — дети проще переносят охлаждение, нежели перегревание.

Если ребенок остыл, согреть его очень легко. Нужно раздеться самой, раздеть ребенка догола, положить на себя и сверху укрыть. Ребенок быстро согреется. А вот при перегреве ситуация обстоит сложнее!