Цареградская ребенок от зачатия до года читать онлайн. Стоит ли читать книгу Жанны Цареградской «Новорожденный. Уход и воспитание»? Развитие ребенка до рождения

М.: Рожана, 2005. — 128 с. — ISBN 5-902997-01-1.Настоящая книга является методическим пособием для родителей. Это пособие разработано и составлено на основе немедицинского подхода к уходу за грудным ребенком и его воспитанию и является стартовой площадкой для обучения женщин материнскому искусству взращивания детей. Базой пособия являются собственные многолетние наблюдения и исследования автора, опыт его работы с мамами и грудными детьми, а также современные данные о психологии новорожденного и грудного ребенка, материалы ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию. При составлении методического пособия были использованы этнографические материалы и современные сведения из различных областей науки.Обращение к читателю.
Предисловие.
Что нужно ребенку первого месяца жизни.
Что не нужно ребенку первого месяца жизни.
Врожденные ожидания новорожденного.
Правильные роды.
Правильный уход и воспитание.
Значение стресса для развития мозга ребенка.
Материнству нужно учиться.
Что такое материнство?
Как пробуждается материнский инстинкт?
Можно ли положиться на материнский инстинкт?
Материнские навыки, или чему учиться.
Легко и просто.
Физический контакт с матерью и его значение.
Тактильная стимуляция.
Холдинг.
Укачивание.
Совместный сон.
Грудное вскармливание.
Психоэмоциональный контакт.
Общие принципы развития ребенка первого года жизни.
Последовательность развития.
Развитие различных форм поведения.
Соотношение психоэмоционального и моторного развития.
Адаптационный период развития ребенка.
Первый час жизни.
Первые три дня жизни.
Третий — двадцатый день.
Двадцатый — сороковой день.
Развитие ребенка к седьмой неделе жизни.
Моторное развитие.
Общение и речь.
Психоэмоциональное развитие.
Эмоции и общение с миром.
Эмоции ребенка.
Способы коммуникации и проявления внутренней жизни ребенка.
Материнское молоко - лучшее питание для ребенка.
Возможность грудного вскармливания.
Основные правила успешного грудного вскармливания.
Прикладывание к груди в первый час жизни ребенка.
Исключение кормления из бутылочки в первые часы жизни.
Отсутствие докармливания и допаивания ребенка в первые дни жизни.
Совместное содержание матери и ребенка.
Правильное прикладывание к груди.
Кормление по требованию.
Чередование молочных желез.
Неограниченное время кормления.
Ночные кормления и совместный сон.
Удобная поза для кормления.
Как убедиться, что хватает молока?
Отказ от частых взвешиваний ребенка.
Исключение докармливания ребенка.
Исключение допаивания ребенка.
Отказ от сосок и пустышек.
Отказ от частого мытья груди.
Отказ от сцеживания.
Отказ от специального питания кормящей матери.
Поддержка кормящей матери.
Проблемы грудного вскармливания.
Травмы сосков.
Недостаток молока.
Лактостаз.
Мастит.
Болезнь ребенка.
Болезнь мамы.
Лактазная недостаточность.
Желтушка новорожденного.
Дисбактериоз.
Кто может помочь при проблемах.
Преимущества грудного вскармливания.
Защита ребенка от инфекций.
Здоровье матери.
Формирование связей.
Выгоды и удобства, которые дает кормление грудью.
Недостатки искусственного вскармливания.
Опасность инфицирования.
Инфекции.
Длительный понос.
Недостаток железа.
Недостаток витаминов.
Избыток солей.
Неполноценность жирового компонента.
Неполноценность белкового компонента.
Возможность развития диспепсии.
Возможность развития аллергии.
Проблемы с сосанием груди.
Расходы.
Этапы выработки молока.
Этапы грудного вскармливания.
Уход за новорожденным ребенком.
Обработка пупка.
Этапы заживления пупочной ранки.
Обработка носа и ушей.
Обработка прыщиков на коже.
Критический период и наблюдение за ребенком.
Уход за ногтями.
Пеленание новорожденного.
Что помнит новорожденный.
Пеленание и осязание.
Физиологически обоснованное пеленание.
Сроки пеленания.
Организация прогулок.
Визиты к новорожденному.
Организация прогулок.
Проветривание комнаты.
В гости к новорожденному.
Уход за кожей.
Подмывание ребенка.
Профилактика опрелостей.
Адаптационное купание.
Что приготовить для купания.
Травы для купания.
Проведение купания.
Адаптационное купание — шаг за шагом.
Искусство ношения ребенка на руках.
Формирование изгибов позвоночника.
Формирование черепа грудного ребенка.
Комфортная поза для новорожденного.
Как правильно носить ребенка на руках.
Формирование вестибулярного аппарата.
Формирование тазобедренного сустава.
Ношение ребенка в перевязи.
Пестовальная гимнастика.
Зачем нужна пестовальная гимнастика.
Особенности пестовальной гимнастики.
Когда и как пестовать младенца.
Упражнения для ребенка от 6 нед. до 3 мес.
Физиологические особенности новорожденного.
Срыгивания.
Икота.
Особенности стула.
Мочеиспускания.
Особенности сна новорожденного.
Явления периода новорожденности.
Мастит новорожденного.
«Колики».
Вспучивания.
Отправление естественных нужд.
Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами.
Осознание своего тела.
Формирование полового поведения человека.
Функциональное становление выделительной системы.
Организация высаживания.
Использование подгузников и ползунков.
Термоадаптация и основы закаливания.
Термоадаптация.
Переохлаждение и перегрев.
Закаливание.
Плаванье и проныривание для грудничков.
Воспитание грудного ребенка.
Основа воспитания.
Импринтинг.
Впечатление о надежности матери.
Приемы воспитания.
Адаптация матери к материнству.
Сохранение фигуры.
Форма груди.
Физические нагрузки во время кормления грудью.
Возобновление половой жизни после родов.
Репродуктивный цикл.
Контрацепция во время грудного вскармливания.
Организация быта с маленьким ребенком.
Полноценное питание кормящей мамы.
Участие мужчины в уходе за ребенком.
Участие бабушки в помощи по хозяйству.
Взаимодействие с медицинскими учреждениями.
Компетенция врача-педиатра в отношении грудного вскармливания.
Организация общения с детской поликлиникой.
Формирование иммунитета и инфекционные болезни.
Иммунная система и иммунитет.
Формирование иммунитета ребенка.
Насколько опасны детские и недетские болезни?
Вакцинация.
История и современность.
Истоки идеи.
Новый виток истории.
Принудительные прививки и антипрививочное движение.
Луи Пастер и его вклад.
Российские врачи о прививках.
Как победили оспу.
Российские законы о прививках.
Современное положение дел.
Резюме.
Вакцинация как медицинская процедура.
Вакцинация — уникальная медицинская процедура.
Состав вакцин.
Безопасность и апробация вакцин.
Действие на иммунитет.
Поствакцинальные осложнения.
Отдаленные последствия вакцинации.
Правила вакцинации и вакцинация без правил.
В родильном доме.
Прививки и отношения с детской поликлиникой.
Как принять решение о вакцинации ребенка.
Правила вакцинации.
Вместо послесловия
Список литературы

Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

11152, Москва, а/я № 27 или e-mail jtsaregradskaya@hotmailcom

Вводная часть

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание - это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Развитие ребенка до рождения

Беременность

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность - это естественный

изд-во: АСТ, Астрель, 2005 г.

Об авторе из Интернета: «психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская — не только авторитетный ученый и автор нескольких книг по культуре материнства, но и мать семерых детей, каждого из которых она до двух лет кормила грудью».

Кроме того, Жанна Цареградская - основатель центра родительской культуры «Рожана». Среди завсегдатаев форумов бытует неоднозначное отношение к этому центру, пропагандирующему культ грудного вскармливания. Мол, Цареградская ведет себя как настоящий гуру, уводит невинных матерей в секту и т.д. Что бы там ни было, ее книга на данный момент - одна из немногих, передающих современный взгляд на проблемы, возникающие в периоды беременности и после рождения ребенка. Практически вся информация подкреплена научными фактами, личное мнение автора во всю ширь прорывается только в вопросах ГВ, но не до такой степени, чтобы превратить читательницу в слепую фанатку «Рожаны» на расстоянии. В конце концов, у каждой мамы своя голова, а хороших книг о «до и после» реально мало.

Книга «Ребенок от зачатия до года» является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию.

В первые месяцы беременности наиболее заметные изменения происходят с сенсорным восприятием женщины. Практически каждая беременная (90%) сообщает об измененном восприятии запахов и вкусов, что может наблюдаться очень рано, уже со второй недели беременности. Помимо этого, у беременных может наблюдаться измененное восприятие звуков, цветов, зрительных образов, а также изменение в тактильных ощущениях. Распространенным явлением беременности является возникновение различных пищевых желаний, которые могут быть чрезвычайно сильными. Известными явлениями беременности являются переменчивость настроений, сентиментальность, слезливость, сонливость и отупение. К малоизвестным психическим явлениям в первой половине беременности можно отнести изменение отношения к роду деятельности или работе, появление необычных пристрастий и занятий (например, вязание или вышивка, рисование и музицирование и т.д.), появление необычных мечтаний и сновидений, а также изменение отношения к окружающим и собственному телу.

Авторский стиль суховат, учебник - и есть учебник, зато плотность информации очень высокая. Календарь внутриутробного развития ребенка, психология беременности (нервно-психическая, эмоциональная связь ребенка и мамы), подробнейшее описание каждого из родовых периодов, рекомендации ВОЗ по родовспоможению и ГВ. Что чувствует ребенок во время родов, как формируется его психика, календарь развития малыша до года.

Современные исследования в области психологии и психиатрии, проведенные такими исследователями, как Отто Ранк, Абрахам Мас-лоу, Станислав Гроф и др., доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения. В результате благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. В этом случае сформировавшиеся перинатальные матрицы будут отражать психоэмоциональную и поведенческую норму. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят в эту картину «титанической борьбы, ощущения справедливой победы и обретения счастья» целый ряд негативных моментов. Причем характер негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и характером вмешательства в их ход. Если такие установки возникли, то впоследствии, в случае активизации соответствующей бессознательной информации, они послужат для возникновения тех или иных заболеваний и психических расстройств, которые могут проявиться в любом возрасте вплоть до старости.

И о том, как новорожденный ребенок воспринимает себя и большой мир.

Работа органов чувств плода теснейшим образом связана с его мировосприятием, восприятием собственного тела и собственного «я». Отправной точкой этого опыта служит представление плода о форме собственного тела. К концу беременности, благодаря внутриутробной позе, он ощущает себя как шар, а точнее, овоид, причем его руки и ноги являются частями этого шара. Для плода, находящегося в тесном объеме матки и чувствующего ее облегающее прикосновение, его тело и окружающее пространство матки представляют собой нечто единое и неделимое. Поскольку плод воспринимает себя как шар, то и окружающий его мир тоже является шарообразным. Особенностью состояния сознания плода, а впоследствии и новорожденного, является его обращенность вовнутрь, сочетающаяся с полным отождествлением себя с окружающим миром, и отсутствие четкой границы между образами внутренней и внешней реальности. Ощущение единства со всем окружающим миром обеспечивает плоду чувство комфорта и безопасности.

Таким образом, плод ощущает собственное тело как шар. Внешний мир является для него целостным, неделимым и шарообразным. Сознание плода обращено вовнутрь и сочетается с полным отождествлением своего «я» с окружающей реальностью. Эта особенность целостного и кругообразного восприятия окружающего мира сохраняется у ребенка надолго и имеет немаловажное значение для его развития и становления как личности.

Многих мам волнует, почему они не чувствуют появления материнского инстинкта сразу после родов. У некоторых материнская зрелость наступает раньше, у других - позднее, наблюдения показывают, что иногда и двоих, даже троих детей недостаточно, чтобы полностью осознать свое материнство. Вот, как описывает автор этапы развития осознанного материнства с точки зрения перинатальной психологии:

1 этап, бессознательный. Этот этап женщина проходит в грудном и раннем возрасте в процессе правильного ухода и грудного вскармливания ее самой. Именно ее младенческие впечатления впоследствии послужат основой для неосознанного повторения того или иного поведения матери по отношению к новорожденному и грудному ребенку.

2 этап, подготовительный. Этот этап девочка и девушка проходят в процессе по вседневных наблюдений за поведением других матерей в отношении новорожденных и грудных детей. Помимо пассивных наблюдений на подготовительном этапе девочка — девушка принимает участие в уходе, помогая старшим женщинам. Финалом подготовительного этапа является собственная беременность женщины и ожидание появления своего первого ребенка.

3 этап, непосредственного обучения. Начинается с рождением первого ребенка и первым прикладыванием новорожденного к груди в физиологические сроки. Этот этап продолжается в течение первых месяцев жизни младенца при обучении женщины более опытными матерями.

4 этап, накопления материнского опыта. Этот этап женщина проходит с момента приобретения опыта материнства, который формируется примерно к году, в процессе обмена опытом между матерями и рождения у нее двух последующих детей, до наступления 4-х родов.

5 этап, зрелое материнство. Этот этап наступает с момента рождения 4-го ребенка.

В стремлении автора книги всеми силами донести до читателей идею «назад - к природе» местами чувствуются перегибы, остается верить, что современные мамы не станут принимать эту информацию близко к сердцу. В календаре развития ребенка, весьма подробном и, кстати, вполне адекватном автор советует до года кормить ребенка только грудным молоком, прикармливая не более чем 1-3 раза в день. Кормящие мамы поневоле вздрогнут, отменив надежды на покой и сон, но, судя по некоторым темам форума, у многих до года именно такая ситуация, и ребенок при этом прекрасно себя чувствует.

К психоэмоциональной депривации приводят следующие ошибки.

Отсутствие чуткости матери к нуждам ребенка выражается в том, что мать нечувствительна к сигналам ребенка и приходит к нему на помощь слишком поздно. Результатом этой широко распространенной ошибки является нарушение психоэмоционального контакта младенца с матерью, антисоциальное поведение и отсутствие сочувствия и сопричастности. Воспитание сострадания и чуткости начинается с материнской способности не только быстро реагировать на возникшие нужды младенца, но и предугадывать их возникновение.

Неудовлетворительный холдинг, который выражается главным образом в ограничении пребывания ребенка на руках у матери или в неловком ношении ребенка. Отсутствие хорошего холдинга влияет также на формирование познавательного интереса ребенка. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается именно тогда, когда мать решает «не приучать ребенка к рукам».

В книге содержится огромное количество информации о пользе грудного вскармливания, отношение автора к прикорму тоже своеобразное, кое-что нужно фильтровать, но в целом ничего особо возмутительного я не нашла. Вывести идеальную систему питания ребенка до года не удавалось еще никому, ситуация остается прежней: прислушиваемся к своей интуиции и собираем компетентные мнения, важно помнить золотую истину: толстый ребенок - не равен здоровому ребенку. Слишком часто участковые врачи, рекомендуя тот или иной прикорм, делают акцент на прибавках веса, а вовсе не на общем состоянии ребенка, на его индивидуальных потребностях.

Перечислим основные задачи и принципы формирования нормального пищевого поведения ребенка:

  • Ребенок начинает знакомство с пищевыми продуктами в микродозах с момента проявления у него пищевого интереса, который появляется примерно в 5—7 месяцев и не нуждается ни в каких других продуктах, кроме тех, которые едят взрослые за общим столом.
  • Одной из важных задач развития на первом году жизни является приобретение ребенком навыков жевания и глотания твердой пищи, которые не даны нам свыше, а приобретены в результате обучения. Для такого обучения ребенку необходима не пюреобразная, а твердая пища. Кроме этого, в процессе жевания жесткой пищи, такой как сухарик, баранка, кусочек жесткого яблока, морковки и т.д., ребенок интенсивно массирует десны.
  • Очень важно, чтобы ребенок ел буквально из тарелки матери, т.е. то же самое, что и она. Это важно потому, что материнское молоко помогает ребенку усваивать именно ту пищу, которую он ел вместе с матерью.
  • В сознании ребенка грудное вскармливание никак не связано с потреблением продуктов с общего стола. Для малыша это два независимых процесса, поэтому заменить грудное кормление прикормом невозможно — оно незаменимо. Ребенок может просить грудь до прикорма, во время еды, после прикорма и независимо от прикорма.
  • В период между 5 месяцами и 1,5 года ребенок знакомится со вкусовыми качествами всех продуктов, которые принято употреблять в его семье, и запоминает их. Те продукты, знакомство с которыми в эти сроки не произошло, будут употребляться им неохотно или вообще будут исключены из употребления.

Нельзя упрекнуть автора и в чрезмерно критичном отношении к медицинским работникам, работающих в роддомах и детских поликлиниках, положа руку на сердце, ни один роддом все еще нельзя называть идеальным для родовспоможения по всем правилам, чтобы к беременным относились не только как к пациенткам больницы. Лично я назвала бы книгу Цареградской хорошим стартовым экземпляром для подарка будущей маме наряду с Сирзами, Глейдом Кертисом и Комаровским, но не наравне с ними - на ступеньку ниже из-за слишком напористой позиции автора в некоторых специфичных вопросах.

Санкт-Петербугр


Книга «Новорожденный Уход и воспитание» некоторых шокирует, большинство информации идет в разрез с общепринятыми понятиями и стереотипами и одновременно во всем сказанном есть что-то очень логичное. Прибавим к этому скандальный шлейф, который тянется за автором, и становится не понятно, что в этой книге такого, что ее не списывают со счетов? Тут надо разобраться.

Автор книги — Цареградская Жанна Владимировна. Педагог, научный руководитель Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана», существующего с 1985 года, автор многих статей и книг, посвященных родительству.

Жанна Владимировна собирала по крупинкам информацию с этнографических описаний ухода за детьми, взяла опыт своей бабушки, свой опыт матери семерых детей, а также опыт консультирования сотен семей на протяжении нескольких лет уже существовавшего центра «Рожана». Так и получилась эта книга – краткий курс по годовому сопровождению матери и новорожденного.

Врожденные ожидания новорожденного. Название смелое, но вполне себя оправдывает. Каждое живое существо рождается в некоторой степени приспособленным к этому миру. Человеческие детеныши рождаются слабыми, но лишь потому, что матери способны должным образом позаботится о них. Поэтому матери важно быть подготовленной и знать в чем суть этих ожиданий.

Общие принципы развития ребенка первого года жизни. Здесь в основном описаны первые дни и адаптационный период – т.е. первые 1,5 месяца. Ведь это самый ответственный период, к которому у неопытной матери возникает наибольшее количество вопросов.

О грудном вскармливании и болезнях. Весьма информативно и развенчает ошибочные представления о вопросах кормления.

Уход за новорожденным. Много-много полезной информации, которую можно применять на практике (например адаптационное купание расписано очень подробно, что можно на основе прочитанного самой провести). Местами написанное идет в разрез с позицией официальной медицины, о которой я не самого высокого мнения. Могу сказать, что по крайней мере некоторые методы проверены мной лично, о чем я еще напишу в блоге, подпишитесь, чтобы не пропустить!

Адаптация женщины к материнству. Освещены волнующие вопросы контрацепции и фигуры, а также быт с ребенком.

Взаимодействие с медицинскими учреждениями. На мой взгляд, открывает глаза. У нас в стране принято безоговорочно слушаться врачей, априори предполагая, что они правы во всех вопросах. Можно сказать, что врачи в нашей жизни нередко олицетворяют родительскую фигуру. И это не нормально.

Формирование иммунитета и инфекционные болезни. Краткий курс в одной книге по всем вопросам, в том числе иммунитет и болезни. Сейчас уже нередко врачи говорят, что болезнь не так страшна и что это хорошая тренировка иммунитета ребенка. Но если кто об этом не слышал, готовьтесь узнать новенькое.

Вакцинация. Очень много об истории вакцинации. Для любителей истории и для тех, у кого вопросы про вакцинацию. Честно признаюсь, на 38й неделе беременности мне было тяжело воспринимать эту информацию.

Что особенно понравилось

Эта книга настоящая методичка по уходу за ребенком. Как только у меня возникали вопросы с моим ребенком до года, я открывала эту книгу, и часто получала ответы.

Однако

Я хочу вас предостеречь немного. Книга хорошая, это бесспорно. Только прошу вас, без фанатизма.

  • Жанна Владимировна говорит о естественной защите от беременности в первые 6 месяцев на фоне лактации. Да, только если у вас в планах нет рожать погодок, лучше предусмотреть дополнительные способы контрацепции. Почему. Потому как чтобы естественный способ контрацепции работал, прикладывания должны быть идеально в ритмах, воздух свежий и другие идеальные условия. Как вы понимаете, не для нашего ритма жизни.
  • Автор книги пишет, что ребенку не нужны одноразовые подгузники («Памперсы»). На мой взгляд, нет необходимости отказываться на 100% от достаточно удобного изобретения. Если вы, допустим, отправились в гости с ребенком, или в торговый центр, то одноразовый подгузник упростит порядком жизнь. Согласна, что следует отказаться от ношения подгузов дома хотябы частично.
  • В книге написано, что «материнство – это способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями». Мне тут хочется добавить, что ребенка важно еще вовремя отпустить.
  • Что касается грудного вскармливания до 3-4 лет, звучать это может страшно, а кого-то может наоборот, вдохновит. Так вот. Здесь тоже без фанатизма. Кормление грудью продолжается пока ребенок не получает энергетический прикорм, а потом уже идет кормление пищей и прикладывания к груди.
  • О прививках. Я не поддерживаю идею поголовной вакцинации малышей первого года жизни. Я считаю, что подход к этому процессу должен быть осознанным. Важно знать не только все аргументы «против», но и все аргументы «за».
  • Про роды дома и взаимоотношения с детскими учреждениями мне хочется несколько подкорректировать.

Домашние роды, безусловно, прекрасный процесс, но очень ответственный. Необходима помощь действительно квалифицированной акушерки, и отсутствие показаний рожать в роддоме. Тут важно оценивать соотношение риска для физического и психологического здоровья. К счастью, в нашей стране все больше «больниц, доброжелательных к ребенку». На мой взгляд роды в таких учреждениях — это разумное решение.

Что касается медицинских учреждений. Врач все равно нужен. Ситуации бывают разные. Нужен специалист, которому можно позвонить в случае чего. Полный отказ от медицинской помощи, это тоже крайность.

О стиле изложения

Эта книга может тяжело восприниматься, если вы читаете ее во время беременности. Местами раздражает менторский тон, а первые десять страниц ты вообще продираешься через многочисленные упоминания о смерти… Не самое приятное чтиво, когда готовишься к родам.

Тем не менее в моих глазах это не перекрывает ценности самой информации. Я в свое время нашла ее исключительно полезной для изучения и до сих пор использую ее в качестве одно из источников для написания статей.

Справедливый вопрос

Если имя Цареградской вам знакомо, или вы захотите о ней побольше почитать, то наверняка наткнетесь на статьи о последних инцидентах, связанных с сектой и судебных тяжб по этому поводу.

Возможно, что революционная для своих лет книга просто снесла головы людям, изголодавшимся по чему-то стоящему. И быстро возросший градус фанатизма в итоге извратил хорошие идеи до уровня «секты». Есть и альтернативная точка зрения, будто дело было сфабриковано желающими захватить собственность семьи Цереградских.

Сложно сказать, что там случилось на самом деле. Может ничего особенного и не было, но тень на имя автора ложится солидная.

Что хочу сказать. Этой книге уже 16 лет, в центре «Рожана» обучилось много консультантов и инструкторов, которые разошлись по всей России и открыли свои центры. Все эти годы методики Цареградской проверяются и совершенствуются, а количество отзывов благодарных семей, которым они помогли в свое время, исчисляется тысячами.

Несмотря на неприятную историю, нельзя отрицать полезный вклад, внесенный Цареградской в развитие поддержки грудного вскармливания и естественного родительства в нашей стране.

Так что берите себе то, что хорошее, а что нехорошее – лучше оставить позади.

Здравый взгляд

Естественное родительство — тема не простая и требует высокого уровня осознанности и подкованности. Если эта тема важна для вас также, как для меня, рекомендую вам онлайн курс «Естественное родительство: мифы и рифы» акушерки Марии Майорской и женского врача Ирины Жгаревой.

Эта статья подготовлена при поддержке консультанта по материнскому искусству Евгении Старковой. Вы можете задать ей вопрос по теме статьи в комментариях, или воспользовавшись формой обратной связи .