Что относят к основным принципам дошкольного образования. Принципы обучения детей дошкольного возраста. Принципы фгос до

Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. С одной стороны – это формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для того, чтобы ребенок вырос толерантным, уверенным в себе и коммуникабельным. С другой стороны – это время, когда необходимо его подготовить к обучению в школе, заложить основные навыки и понятия.

Основные принципы дошкольного воспитания детей

С переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен.

В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.

Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей:

  • Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
  • Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;
  • Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
  • Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;
  • Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
  • Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
  • Проявление чувств по отношению к ребенку. Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.

Воспитание и дошкольное образование детей

Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.

Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.

Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.

Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:

  • Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
  • Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
  • Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
  • Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.

Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.

Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.

Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.

Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.

Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:

Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.


Введение

Определение принципов обучения детей дошкольного возраста

1 Принцип научности

2 Принцип наглядности

3 Принцип доступности

4 Принцип активности и сознательности

5 Принцип систематичности, последовательности и постепенности

6 Принцип развивающего обучения

7 Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении

Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста

Заключение

Список использованных источников


Введение


Выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Известная оторванность дошкольного учреждения от реального мира, строгий научно-системный принцип отбора и структурирования содержания программ воспитания и обучения, далеких от конкретных интересов детей, делают сложными процессы присвоения ребенком культурно - исторического опыта, развития и саморазвития в осмысленной деятельности.

Современные активные поиски в области дошкольной педагогики, находящие свое отражение, в основном, в создании многочисленных программ, свидетельствуют о попытках преодоления вышеуказанного противоречия.

Воспитательная личностно ориентированная деятельность имеет своим основанием новое понимание функции дошкольного учреждения, как открытого социально-образовательного учреждения, оказывающего педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирующего имеющиеся проблемы в их поведении и развитии. Последнее возможно только при условии наличия доверия, партнерского взаимодействия и сотрудничества с родителями и родственниками детей. В данной работе раскрыты способы и пути "выращивания" совместного бытия значимых для ребенка взрослых - воспитателей и родителей, а также возможности вовлечения в процесс обучения в детском саду целостного социального пространства жизни детей, событий и ситуаций, имеющих для них личностный смысл. При этом мы обращаемся к анализу как отечественной, так и зарубежной современной теории и практики дошкольного образования .


1. Определение принципов обучения детей дошкольного возраста


Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения .

Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая - обучаем.

Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание - обучающим .

Принципами обучения называют такие исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.

Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого - педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.) .

Организационной формой обучения являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями, большей степенью сотрудничества педагога с детьми. Главная особенность учебных занятий с дошкольниками в том, что познавательная деятельность строится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой. Однако общие закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста и младших школьников одни и те же. Знания этих принципов обеспечивают продуктивность решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Успешность процесса обучения во многом зависит от положений, которыми руководствуется педагог в его организации. Данные положения или законы обучения получили в педагогике название - дидактические принципы обучения.

Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка .

Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности учителя и познавательной деятельности детей. В практике используются следующие принципы обучения детей дошкольного возраста.


1.1 Принцип научности


Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой - был бы понятен и доступен детям. Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико - материалистического понимания окружающего мира .

Ученые не раз задумывались над данной проблемой. Где тот возрастной рубеж, указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда нужно начинать формирование элементов материалистического понимания окружающей ребенка действительности. Многие, кто понимал важность и актуальность этой проблемы, в нерешительности опускали руки при возгласах оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного возраста?


.2 Принцип наглядности

обучение воспитание дошкольный

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым. При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Период дошкольного детства - благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения - все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени - школьном обучении.

Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени .

Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада - значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности:

1.предметная;

2.образная;

.условно - символическая наглядность.

Используя предметную наглядность, показываю детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (игрушки, макеты, муляжи овощей, фруктов).

При использовании образной наглядности показываю детям картины, иллюстрации, слайды.

При использовании условно - символической наглядности демонстрируются математические знаки, схемы слов, предложений, таблицы по изучению состава чисел.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется, прежде всего, в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

К наглядности, используемой на занятиях, предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,


.3 Принцип доступности


То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности. Какие знания, с какого возраста и при каких условиях можно давать детям? Лет 15 назад еще уважали традиционный запрет: нельзя начинать обучение грамоте и письму раньше пяти лет. Сегодня разрешается учить ребенка и раньше, лишь бы свято соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной "урок". Лишь бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.

Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д.), а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.

Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям .

Однако, доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.


.4 Принцип активности и сознательности


Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей "разжевывает" сам, не опираясь на активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только "проглотить" очередную дозу материала.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс. От воспитателя и применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка .


.5 Принцип систематичности, последовательности и постепенности


Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную "дозу" учебного материала. Каждая такая "доза", часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона единства теории и практики. Конечно, связь с жизнью для маленьких детей ограничена их возможностями. Их жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые знания следует использовать в указанных видах деятельности.


.6 Принцип развивающего обучения


В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания .


.7 Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении


Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25 - 30 ребятишек быстро схватывает учебный материал, а кто - медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к нему, выявлять его характер.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях сажают ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей.

В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду .

В работе воспитателя учитываются следующие параметры индивидуальности ребенка:

1.характер переключения умственных процессов;

2.уровень знаний и умений;

.работоспособность;

.уровень самостоятельности и активности;

.отношение к обучению;

.уровень волевого развития.

Руководствуясь дидактическим принципами, можно достичь лучших результатов в обучении детей дошкольного возраста.

Таким образом, названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности педагога и познавательной деятельности детей. Методы, содержание, организация учебных занятий с детьми дошкольного возраста находятся в существенной зависимости от понимания педагогом принципов обучения и умения применять их в своей деятельности .


2. Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста


В зарубежной педагогике решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения существенно отличается от решения этого же вопроса в российской педагогике. Там в центре внимания находятся ребенок и его семья, а взаимодействие дошкольного учреждения с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги .

Такой подход определяется различиями в государственной политике России и за рубежом, где дошкольные учреждения, в отличие от бывшего СССР, не контролируются государством, т. е. не являются учреждениями, призванными обеспечить общественное воспитание. Поэтому при организации деятельности дошкольных учреждений в других странах и определении их целей принимают во внимание прежде всего позицию семьи, как родителей, так и ребенка .

В Англии существуют государственные (бесплатные) и частные дошкольные учреждения. Они подчинены органам, ведающим начальным и средним образованием. Официальных инструкций относительно содержания работы или программ не существует. Работники дошкольных учреждений составляют программы самостоятельно с учетом рекомендаций, которые даются на специальных конференциях и курсах. Руководящими принципами в работе дошкольных учреждений являются самовыражение ребенка в деятельности как наилучшем средстве выявления способностей и установка на их спонтанное, стихийное развитие .

В США также нет ни единой программы дошкольного воспитания, ни единой государственной системы, ни общих законов, поэтому работа в каждом штате строится по-разному. В США дошкольные учреждения разные: государственные детские сады при государственных школах, университетах, колледжах, частные детские сады и детские центры. Концепция дошкольного воспитания во многом базируется на прагматической педагогике Дж. Дьюи. В соответствии с ней в дошкольных учреждениях преобладает самостоятельная деятельность детей, широко используются игры со строительным материалом. Большое внимание уделяется обучению детей умению самостоятельно планировать свою работу, тщательно ее выполнять, доводить до конца. Детей учат быть лидерами .

Во Франции также есть государственные и частные дошкольные учреждения. Они были включены в систему народного образования в 1982г., при этом государственные являются бесплатными и светскими, а частные, которые посещают дети обеспеченных родителей, работают по разным образовательным программам.

Обилие образовательных программ и ориентированность дошкольного воспитания прежде всего на семью, а не на общество в целом находят выражение в разных педагогических подходах к взаимодействию семьи и дошкольного учреждения. Можно выделить следующие модели взаимодействия с родителями: адлеровская модель, учебно-теоретическая модель, модель чувственной коммуникации, модель, основанная на транзактном анализе Э. Берна, модель групповых консультаций X. Джинота и др. .


Заключение


Таким образом, для того, чтобы обучение детей дошкольного возраста было эффективным и приносило хорошие результаты, достаточно соблюдать основные принципы обучения:

Принцип обучения в игровой деятельности. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.

Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если занятия интересны ребенку - он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.

Принцип наглядности. В работе с малышами этот принцип в обучении является одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.

Принцип последовательности. Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному, а не наоборот.

Принцип доступности и индивидуальности. Это означает, что знания и умения следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Соблюдения этих принципов поможет малышу развиваться гармонично и эффективно .


Список использованных источников


Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова - М.: Владос, 2003. - 400с.

Колесникова, И.А. Воспитание человеческих качеств / И.А. Колесникова // Педагогика. - №7. - 1998. - С. 55 - 58.

Аванесова, В.Н. Теоретические основы занятий как форма умственного воспитания и обучения: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / В.Н. Аванесова - М.: Просвещение, 1980. - 200с.

Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Л. Пыжьянова // Ребенок в детском саду. - №2. - 2003. - С. 21 - 28.

Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, Н.Г. Саморукова - М.: Просвещение, 2000. - 250с.

Каралашвили, Е.А. Взаимодействуем со специалистами / Е.А. Каралашвили, Н.Е. Малахова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №7. - 2010. - С. 74 - 78.

Лагунов, Ю.А. Дошкольное образование: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.А. Лагунов - СПб.: Первое сентября, 2000. - 400с.

Ремезова, А.С. Скоро в школу / А.С. Ремезова // Ребенок в детском саду. - №5. - 2005. - С. 35 - 37.

Http://detstvo.ru

Www.doshkolniki.org


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 с. Ногир»

Консультация для педагогов

на педагогическом часе

Основные принципы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Подготовила консультацию

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №12»

Кусраева Е.Н.

Цель консультации: повышение компетентности педагогов по вопросам решения первоочередных задач образовательной деятельности в соответствии ФГОС дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка , связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.

Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этом возрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть ее самому.

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса , он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в своей работе. Индивидуальный подход к ребенку с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, на приемы педагогического воздействия необходим для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения.

У каждого ребенка свой темп развития с учетом его темперамента, характера, психических особенностей (речь, мышление, восприятие, память….)

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний в прошлом . Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В рамках ФГОС ребенок должен участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми. Разные виды детской деятельности: проектная деятельность, познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная помогут ребенку стать полноправным активным участником образовательной деятельности т.д. в соответствии с концепцией личностно-ориентированного социально-педагогического подхода.

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность определяется, как “характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению.

В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество ребенка, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

5) сотрудничество Организации с семьей; триединая модель образовательного процесса: педагог - ребенок - родитель. Только через сотрудничество с семьей, через партнерские взаимоотношения можно полноценно выстраивать образовательную деятельность, решать образовательные задачи.

6 ) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ;

Мы все понимаем, что жизненная позиция невозможна без знаний культурных традиций своего и других народов.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Все это актуализирует проблему социокультурного воспитания детей на социально-педагогическом уровне. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, в результате которого осуществляется социокультурное развитие ребенка.

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

В работе с детьми необходимо учитывать возрастные возможности детей, их психологические особенности, знать какие виды детской деятельности являются приоритетными для данного возраста, учитывать сензитивные периоды развития дошкольников для полноценного, методически грамотного построения образовательного процесса (деятельности). Так в Федеральных государственных образовательных стандартах прописано, что для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – являются основными виды деятельности:

    игровая , включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

    коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

    познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

    восприятие художественной литературы и фольклора,

    самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

    конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

    изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

    музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

    двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Выстраивая образовательную деятельность необходимо учитывать тот регион, в котором мы проживаем, т.к. для детей является малой родиной……

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Дошкольное образование

Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Дошкольное образование направлено на:

1. Формирование общей культуры

2. Развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств личности

3. Формирование предпосылок учебной деятельности

4. Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни

5. Сохранение и укрепление здоровья детей

Стандарт поддерживает:

1. Разнообразие детства

2. Самоценность дошкольного возраста

3. Личностно-ориентированное взаимодействие в системе «взрослые-дети»

4. Уважение личности ребенка

5. Развитие в контексте специфических детских деятельностей (игра, познание, исследование, художественное творчество)

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Цели, задачи, принципы и требования ФГОС ДО

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) дошкольного образования учитывает:

· самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

· социокультурное разнообразие детства;

· возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

· потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;

· возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Стандарт преследует следующие цели:

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт утверждает основные принципы:

Поддержки разнообразия детства;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ "ЗНАЕМ ФГОС? НЕ ВОПРОС!"

(на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования)

ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Цель : повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).

Задачи:
1. изучить с педагогами ФГОС ДО;
2. активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
3. содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.

Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен в нашей системе?
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155) Все эти документы требуют от педагогов ДОУ высокого профессионализма. Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.
1. Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС дошкольного образования? (раздел I., пункт 1.2)
1 Концепция дошкольного воспитания;
2 Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»;
3 Конституция Российской Федерации; +
4 Приоритетный национальный проект «Образование»;
5 Конвенция о правах ребенка; +
6 Устав дошкольной образовательной организации.

2. К основным принципам дошкольного образования относятся: (раздел I., пункт 1.4):
1 Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; +
2 Обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе;
3 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); +
4 Взаимодействие Организации с социумом;
5 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
+
6 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; +
7 Сотрудничество организации с семьей; +
8 Формирование навыков самостоятельности дисциплинированности;

9 Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
+
10 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
+
11 Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
+
12 Развивающий характер обучения;

13 Учет этнокультурной ситуации развития детей.
+

3. Стандарт устанавливает требования : (раздел I., пункт 1.8)
1 К структуре Программы и ее объему; +
2 К разработке нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
3 К формированию учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
4 К объективной оценке соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
5 К условиям реализации Программы; +
6 К подготовке, профессиональной переподготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
7 К результатам освоения Программы.
+

4. Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка, согласно Стандарта? (раздел II., пункт 2.6)
1 Социально-личностное;
2 Социально-коммуникативное; +
3 Познавательно-речевое;
4 Познавательное; +
5 Речевое; +
6 Художественно-эстетическое; +
7 Физическое; +
8 Коммуникативное.

5. О какой образовательной области идёт речь?
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Формирование основ оценочной компетентности в области искусства;
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
- Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и др.)
Ответ: ________________________________________________________________

6. В рамках образовательной области «познавательное развитие», согласно Стандарту, необходимо развивать… (раздел II., пункт 2.6)
1 Навыки чтения и письма;
2 Познавательную мотивацию, познавательные действия; +
3 Связную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество.

7. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от … (раздел II., пункт 2.7)
1 Компетентности воспитателя;
2 Наполняемости группы;
3 Возрастных и индивидуальных особенностей детей. +

8. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на : (раздел II., пункт 2.11.2)
1 Воспитание ребенка;
2 Содержание ребенка;
3 Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы; +
4 Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
+
9. Наполняемость Группы определяется с учетом (раздел III., пункт 3.2.4)
1 Возможностей дошкольной организации;
2 Возраста детей; +
3 Состояния здоровья; +
4 Пожеланий родителей;
5 Специфики Программы. +

10. Участие ребенка в психологической диагностике допускается: (раздел III., пункт 3.2.3)
1 Только с согласия его родителей (законных представителей); +
2 С согласия ребенка;
3 По просьбе воспитателя

11. Календарный вид планирования:
1 Подробно описывает ожидаемую динамику педагогического воздействия.
2 Определяет основные параметры диагностики развития ребенка.
3 Определяет порядок работы с детьми в течение дня. +

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
-в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.


4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
-использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
-стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
-проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
-у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.